+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Стратегический Навигатор

Борис Старинский, управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»

Существует ли алгоритм успеха в бизнесе? Прежде чем ответить на такой интригующий вопрос договоримся, что мы понимаем под понятием «успех». В данной статье мы под словом успех будем понимать достижение компанией амбициозных целей. И не разово, а постоянно, в течении длительного времени..

Борис Старинский,
управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»

В такой интерпретации читатель может сразу сказать «нет такого алгоритма, потому что если бы был, им бы все воспользовались!». Но как ни удивительно, алгоритм существует - это Сбалансированная система показателей (ССП).

ДОПУСТИМ что компания поставила себе амбициозные цели. Следующий шаг – как их достигать и как управлять процессом достижения? Ответ на вопрос как достигать дает СТРАТЕГИЯ. Стратегия задает способ достижения цели, определяет ЧТО мы должны делать, и, что не менее важно чего мы должны НЕ ДЕЛАТЬ. Также стратегия должна давать ответ на вопрос – в чем наши конкурентные преимущества в долгосрочном периоде.

И вот после того, как эти вопросы решены, наступает очередь ССП как инструмента достижения целей в бизнесе. Авторы ССП Нортон и Каплан исходили из того факта, что долгосрочный успех компаний на рынке предопределяется нематериальными активами. Т.е. люди, их командный дух, нацеленность на общий результат, инновационность, корпоративная культура, лидерство приводит к созданию нужных и конкурентоспособных продуктов и услуг, а это уже в свою очередь ведет компанию к успеху. 

В чем же суть «алгоритма» ССП?

  1. Визуализировать стратегию. Цели и стратегия компании должны быть понятны каждому сотруднику.
  2. Цели должны быть взаимоувязаны – сбалансированы. Действия каждого подразделения и каждого сотрудника должно вести компанию к достижению стратегических целей.
  3. Нужно планировать и управлять не только материальными составляющими бизнеса, но и нематериальными, чтобы через нематериальные активы получать материальные результаты.
  4. Достижение целей нужно постоянно мониторить и корректировать курс, планы и саму систему. Для этого каждую цель верхнего уровня нужно измерять через систему показателей.
  5. Нужно сфокусировать ограниченные ресурсы компании на стратегических целях, за счет этого повысится эффективность и скорость достижения целей.

Правда, на алгоритм не очень похоже… этакое техническое задание на алгоритм. А сам алгоритм предельно прост: 

  1. Наносим стратегию на карту.
  2. Декомпозируем цели на подразделения компании/холдинга.
  3. Прописываем процессы измерения показателей.
  4. Привязываем мотивацию к показателям эффективности.
  5. Работаем в соответствии с поставленными целями и стратегией и через показатели эффективности получаем обратную связь о правильности курса.
  6. Реагируем на возникающие отклонения управленческими решениями оперативного, структурного, организационного характера. Достигаем успеха!

Если такой простой алгоритм, то почему все компании его не применяют? На самом деле это кажущаяся простота. Для того, чтобы эта система  заработала, необходимо увязать ССП с другими подсистемами управления. Ведь у нас есть оргструктура – подразделения, функции, вертикаль управления. Есть система планирования и/или бюджетного управления. Есть бизнес-процессы и документооборот. И есть управление проектами. Все эти подсистемы связаны между собой, дополняют друг друга, при этом у ССП особая роль – задающая и интегрирующая все подсистемы в единую систему управления. Сложность возникает при проектировании такой интегрированной системы.

Для повышения эффективности процессов проектирования комплексной системы управления и был разработан программно-методический комплекс «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор». 

ИНТАЛЕВ: НАВИГАТОР

Единая система для проектирования и автоматизации цикла управления предприятием и организацией

Назначение программно методического комплекса

Программно-методический комплекс «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» предназначен для проектирования и автоматизации процессов управления в различных организациях. «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» разработан для топ-менеджеров и управляющих собственников, руководителей отдельных функциональных направлений и консультантов по управлению. Внедрение «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» позволит:

Осуществить разработку и формализацию стратегии организации:

  • Разработать систему (дерево или граф) целей организации.
  • Разработать стратегию с помощью SWOT-анализа.
  • Выбрать стратегические правила достижения поставленных целей с учетом результатов SWOT-анализа.


Разработка и формализация стратегии организации

Спроектировать систему реализации стратегии (карту Сбалансированной Системы Показателей, ССП):

  • Разработать и описать виды перспектив для создания карты ССП.
  • Разработать карту (логику взаимосвязей) показателей ССП и единиц измерения для показателей.

Проектирование системы реализации стратегии (карта Сбалансированной Системы Показателей, ССП)
  • Разработать допустимые коридоры значений для показателей карты ССП по определенным сценариям. 
  • Спланировать значения показателей карты ССП (KPI, Key Performance Indicators, «ключевые показатели эффективности») организации на будущее.
  • Осуществить декомпозицию показателей карты до структурных подразделений.
  • Определить факторы для системы мотивации, увязанной с достижением целевых показателей.
  • Разработать план мероприятий по достижению целевых показателей карты ССП.

KPI, Key Performance Indicators, «ключевые показатели эффективности»

«ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» относится к классу программ по управлению эффективностью бизнеса. Продукты этого класса предназначены для постоянного поиска и формализации факторов, влияющих на эффективность деятельности. Продукт позволяет:

Спроектировать распределение и выполнение функций (оргструктуру):

  • Спроектировать оргструктуру.
  • Распределить функции верхнего уровня по менеджерам.
  • Назначить ответственных за выполнение плановых значений показателей карты ССП.
  • Разработать штатное расписание.

 


Спроектировать распределение и выполнение функций (оргструктуру)

Спроектировать систему управления взаимоотношениями с клиентами организации

  • Выделить целевые группы клиентов (покупатели, поставщики, сотрудники и т.д.)
  • Формализовать ожидания целевых групп.
  • Привести в соответствие задачи организации и ожидания целевых групп.
  • Описать производимые организацией продукты и используемые каналы распространения для удовлетворения целевых групп.
  • Установить плановые (желаемые) значения показателей удовлетворенности клиентов.

 


Спроектировать систему управления взаимоотношениями с клиентами организации

Смоделировать и выбрать оптимальные бизнес-процессы в организации

  • Спроектировать бизнес-процессы (графически, или составив положение по процессу).
  • Проверить соответствие бизнес-процессов целям организации.
  • Провести анализ разработанных бизнес-процессов, применяя методы ABC (Activity- Based Costing, функционально-стоимостной анализ), симуляции, «6 сигм». Оценить стоимость процессов.
  • Разработать процедуры и регламенты организации, на основании принятых стратегий и правил выполнения бизнес-процессов.
  • Установить процессы обратной связи для показателей карты ССП.

 


Смоделировать и выбрать оптимальные бизнес-процессы в организации

Спроектировать систему бюджетного управления (бюджетирования)

  • Разработать финансовую структуру, систему бюджетов, назначить ответственных за статьи и финансовые показатели.
  • Настроить правила расчетов бюджетов и финансово-экономических показателей.

 


Спроектировать систему бюджетного управления

Разработать планы (целевые значения показателей) организации

  • Установить детальные, конкретные значения целей для менеджеров любого уровня управления, на основании финансовых и нефинансовых показателей.
  • Составить (заполнить, проанализировать) бюджеты и систему финансовых показателей.

 


Разработать планы (целевые значения показателей) организации

Контролировать выполнение стратегии и достижение плановых показателей

  • Получать информацию о фактических значениях показателей карты ССП, удовлетворенности клиентов, выполнении бизнес-процессов и системы бюджетов, уведомления об отклонениях. Расшифровывать отклонения вплоть до причины их возникновения.
  • Настроить связь с используемыми в организации информационными системами для автоматического получения фактических данных.
  • Осуществлять регулярный импорт данных в ««ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор»» (в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режиме).

Перечень указанных выше возможностей не является конечным. Также продукт постоянно совершенствуется новым функционалом с учетом требованияй BSCol (www.bscol.com).

Для кого разработан «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор»?

Основным потребителем информации из программно-методического комплекса «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» является руководитель (топ-менеджер) или управляющий собственник. Он может сам стать пользователем системы, делегировать часть работы подчиненным или пригласить внешних консультантов и аналитиков. 

Руководители отдельных функциональных направлений (топ-менеджеры и менеджеры среднего звена) могут участвовать в процессе проектирования (постановки, оптимизации) контролируемых областей управления, а затем сосредоточиться на контроле выполнения стратегии и целевых показателей.

Источник: журнал "CIO Директор" август-сентябрь 2006 №4