58
Array ( )
Россия: Москва Санкт-Петербург
Контакты
в регионах
Контакты в регионах
Свернуть
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияСанкт-Петербург тел: +7 (812) 335-04-88 e-mail: info@intalev.ru
+7 (495) 223-27-93
info@intalev.ru
Услуги
История успеха

Финансовая Корпорация "Открытие"
Марина Иммоева, Финансовый директор.

«...Мы достигли существенных результатов: оперативности и создания красивой и понятной отчетности... »

Читать
Все отзывы

Тихий бунт

Harvard Business Rewiev

Комментарии: Алексей Федосеев
Генеральный директор Группы компаний «ИНТАЛЕВ»

Опубликовано: Harvard Business Rewiev (Октябрь 2009)

Владелец и президент дистрибуторской компании понимает: чтобы адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке, нужно найти новый путь развития. Он приглашает консультантов и поручает им разработать стратегию компании. Но консультанты сталкиваются с сопротивлением топ-менеджеров...

Удивительно, насколько типична эта ситуация: мы, консультанты, часто видим похожие примеры. Главный герой Валентин Пономарев допустил несколько ошибок, которые можно разбить на две группы: организационные и методические.

Начнем с организационных. Пономарев явно не понимает, во что ввязался и что хочет получить «на выходе». Собственно, именно поэтому все его шаги выглядят жалкими попытками исправить положение дел. Он наверняка заплатил внушительные деньги за аудит и диагностику, а в итоге ничего нового о своей компании так и не узнал: ему еще раз объяснили, что все у него плохо. Тоже мне новость! Проблема в том, что герой с самого начала не представлял себе своих дальнейших шагов. Без общего понимания глупо было начинать проект: диагностика почти всегда дает удручающие результаты, и у собственника опускаются руки — особенно, если нет готового плана. Рецепт прост: раз Пономарев задумал реформу, надо было к ней подготовиться заранее, а потом проводить ее как проект по управлению изменениями. И тут мы подходим ко второй серьезной организационной ошибке: без лидера такой проект невозможен. Но что делает Пономарев? Перекладывает ответственность на директора по маркетингу, а сам отходит в сторону. Конечно, менеджер проекта нужен, но в качестве администратора, не более того. Я по опыту знаю, что разработка стратегии невозможна без активного участия владельца бизнеса. В противном случае получается как в «ДистрибКо»: консультанты и сотрудники пытаются что-то тихо разработать для Пономарева — но без его участия. Неудивительно, что это не срабатывает. В конце концов, настоящие лидеры не спрашивают чужого мнения, они уточняют свое.

Переходим к методическим ошибкам. И снова главная проблема в непонимании целей. Пономарев осознает, что рынок изменяется, и это может стать для него серьезной проблемой. И вроде бы он понимает, что стратегия — это механизм «оцифровки» своего будущего, но весьма смутно. На самом деле стратегия не замысловатая химера — это просто инструмент повышения доходов компании в долгосрочной перспективе. Пономареву надо было ответить себе на два вопроса: за счет чего станет расти компания и чем она будет отличаться от предприятий конкурентов. Другими словами, надо всего лишь определить точки роста. К слову, я часто сталкиваюсь с аналогичными случаями и могу сказать, что у дистрибуторов не так много перспектив. Они всегда между молотом и наковальней — производителем и ритейлером. И тот, и другой давят на дистрибутора ценами и шантажируют тем, что станут работать напрямую. «Мягких» альтернатив у дистрибутора несколько: пойти «вверх», став производителем; пойти «вниз», превратившись в ритейлера; пойти «вбок» — и стать логистиком. Но существует и радикальный вариант: все продать и заняться новым бизнесом. У нас есть такие клиенты — случается, что ловить рыбу в ванне бесполезно, ее там просто нет. Может, и Пономареву имеет смысл об этом подумать. Главное — выбрать один вариант как можно скорее. И вот после этого можно писать стратегию.

Дальше начинается чистый менеджмент. Вероятно, Пономареву предстоит перетасовать команду — ведь он явно остался в одиночестве. Но это нестрашно, главное — осознать ситуацию и ответить на вопрос: действительно ли он готов к радикальным изменениям? Для меня это, кстати, неочевидно.

Полный текст статьи