+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Поставновка системы бюджетирования для предприятия машиностроительного комплекса

Современное положение предприятий машиностроительного комплекса в нашей стране неоднозначно: с одной стороны на многих предприятиях идет подъем производства, как и по промышленности в стране, с другой – продукция многих предприятий является неконкурентоспособной с более качественной и/или дешевой продукцией зарубежных предприятий. Поэтому для того, что бы машиностроительному предприятию оставаться на плаву в современных условиях, необходимо как постоянно совершенствование производственных технологий, так и повышение эффективности планирования и управления.

За годы российских реформ 90-х годов наше предприятие смогло сохранить большинство высококвалифицированных специалистов, также в активе предприятия остались мощное опытно-экспериментальное производство и исследовательские лаборатории высокого уровня оснащения.

Сегодня ОАО «Уральский Научно-исследовательский технологический институт» («УралНИТИ») представляет собой современное предприятие, основные направления деятельности связаны с разработкой и изготовлением оборудования для цехов по ремонту и восстановлению насосно-компрессорных труб для нефтедобывающей промышленности, ведутся научные разработки в направлении создания систем неразрушающего контроля, усовершенствования технологии литья под низким давлением, нанесения износостойких покрытий.

Для повышения эффективности планирования и управления на предприятии было принято решение о постановке системы бюджетирования. Началось внедрение в 2003 г. после подписания Директором приказа о ежемесячном формировании бюджета денежных средств, т.е. в первую очередь упор делался на управление платежеспособностью предприятия. Одновременно с этим на предприятии стали формировать Финансовый план (аналог известного в литературе Бюджета доходов и расходов) и некоторые функциональные бюджеты.

Однако на специфику бюджетирования на нашем предприятии оказывает сильное влияние позаказный учет затрат на производство. Поэтому, с учетом того, что все бюджеты формировались в таблицах Excel, аналитичность и оперативность получаемых данных оставляли желать лучшего. Кроме того, для нужд оперативного планирования практически отсутствовала возможность планирования по отдельным заказам.

В связи с этим в 2004 г. было принято решение о внедрении на предприятии специализированной комплексной системы для бюджетирования, позволяющей осуществлять планирование и анализ фактических данных, в том числе по отдельным заказам. Для этих целей были приглашены консультанты со стороны – аудиторская фирма «Экономикс бюро», которые помогли разработать финансовую структуру предприятия, построить бюджетную модель и определить бюджетный регламент. В качестве информационной системы для ведения бюджетирования консультантами была рекомендована система «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы 2004», а для позаказного учета, контроля и планирования на базе платформы 1С была разработана отдельная программа «Заказы». В итоге, бюджеты по центрам финансовой ответственности и в целом по предприятию формируются в программе ИНТАЛЕВ, оперативные бюджеты по каждому проекту (в т.ч. с детализацией по подэтапам) - в специализированной программе «Заказы».

Одной из самых трудоемких задач, с которой пришлось столкнуться при внедрении системы, оказался перенос фактических данных из многочисленных бухгалтерских АРМов (написанных программистами УралНИТИ на FoxPro). Для решения данной задачи специалистами консалтинговой фирмы были созданы специальные программы-конверторы, с помощью которых фактические данные переносятся в систему ИНТАЛЕВ.

Дальнейшее развитие системы управления видится руководству предприятия в переходе от разнородных АРМов к единой информационной корпоративной системе, объединяющей Производственный учет и планирование, Снабжение, Бухгалтерский учет, Бюджетирование и учет заказов

06.02.2006

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Чернявских В.