Разработка системы стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей в ОАО "Кировский маргариновый завод"
Наша компания на протяжении длительного времени работала в направлении определения собственной стратегии. Главными задачами перехода компании на стратегическое управление явились:
- иметь ясные и четкие цели развития предприятия;
- иметь возможность планировать свою деятельность в долгосрочной перспективе;
- направить имеющиеся ресурсы предприятия в нужное русло;
- обеспечить финансовое развитие компании в долгосрочной перспективе;
- сплотить коллектив единым пониманием целей компании.
Компанией на верхнем уровне было принято решение использовать технологию ССП для разработки и внедрения стратегии. Данная технология была выбрана по ряду причин:
- Расширение сферы постановки целей и наличие причинно-следственной связи между ними, что позволяет определить требования к функционалам предприятия;
- Измеряется достижение целей, цели оцифровываются по средствам подбора наиболее адекватных показателей эффективности;
- Наличие возможности увязать систему мотивации персонала с целями компании;
- ССП позволяет высветить «узкие места» и расставить приоритеты внутри компании и т.д.
Для разработки ССП решили привлекать консультантов. Осуществлялся выбор между двумя консалтинговыми компаниями. Главными критериями выбора являлись: умение консультантов обучать управленческую команду технологии ССП, опыт разработки стратегии по технологии ССП, наличие сопровождающего программного продукта. В ходе оценки консалтинговых компаний выбор пал на компанию «ИНТАЛЕВ».
После проведения переговоров был определен перечень этапов работы с компанией «ИНТАЛЕВ»:
- Семинар-тренинг «Разработка Сбалансированной Системы показателей» – 2 дня;
- Поставка программно-методического комплекса «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор», версия Стандарт, локальная – 1 день;
- Курс обучения пользователей работе с «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» – 1 день;
- Тренинг «Техника и технология внутренних коммуникаций компании» – 3 дня;
- РОСТ-проект «Разработка миссии компании и определение профиля корпоративной культуры» – 3 дня;
- РОСТ-проект «Разработка дерева целей» – 3 дня.
В ходе реализации проекта перечень этапов был изменен. Наша компания решила отказаться от приобретения программно-методического комплекса «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» и соответственно от курса обучения работы с программой. На том этапе мы не увидели смысла в приобретении программы. По нашему мнению, программу «ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор» стоит рассматривать с двух сторон: как методический комплекс по разработке стратегии и как систему по анализу фактических показателей компании. Отказ на том этапе был вызван тем, что компания «ИНТАЛЕВ» и без программного продукта должна была обеспечить нас методологией разработки ССП, а о сборе фактических показателей на том этапе реализации проекта говорить было рано.
Семинар-тренинг был проведен Наконечным Д.И. на высоком уровне, большинство членов команды осознали преимущества ССП и необходимость внедрения данной системы на предприятии.
Тренинг «Техника и технология внутренних коммуникаций компании» проводился тренерами нижегородской компании «Системное мышление» при присутствии консультантов компании «ИНТАЛЕВ». Тренинг повысил эффективность работы команды проекта и позволил менеджеру проекта Наконечному Д.И. увидеть внутренние особенности команды, что положительно отразилось на дальнейшей совместной работе.
Этап «Разработка миссии компании и определение профиля корпоративной культуры» для нас оказался неоднозначен с точки зрения его эффективности. Предложенная технология определения миссии и видения оказалась сложна для команды. В итоге конкретная формулировка мисси и видения не была утверждена командой. Позднее уже собственными силами работа по определению миссии и видению была доделана.
Этап «Разработка дерева целей» оказался растянутым во времени и его результаты фактически не использовались в дальнейшем. Практически ничего, из того, что было разработано на этапе «Разработка дерева целей», не было отражено ни в карте ССП, ни в стратегических мероприятиях компании. Неэффективность данного этапа, по нашему мнению, вызвана отсутствием единого мнения о направлении развития предприятия и незнанием большинством участников проектной команды специфики внешней среды. Эффективность и результативность данного этапа для нашей компании могла бы быть выше в случае его проведения после этапа «Разработка стратегии», где мы проводили SWOT -анализ, или в случае сохранения этого этапа в предложенном консультантами виде, но в сокращенном варианте – определение основных притязаний собственников.
После этапа «Разработка дерева целей» с целью повышения эффективности были проведены переговоры со специалистами компании «ИНТАЛЕВ» и внесены изменения в последующие этапы работ проекта:
- «Разработка стратегии» – 1 день;
- «Разработка стратегических целей и показателей верхнего уровня» (каскадирование) – 2 дня;
- «Разработка полной ССП» (декомпозиция) – 3 дня;
- «Разработка полной ССП» (процессы обратной связи) – 2 дня.
В ходе перечисленных выше этапов проекта наша компания определила собственную стратегию, стратегические цели, разработала показатели верхнего и нижних уровней по технологии ССП, предложенной компанией «ИНТАЛЕВ». Данные четыре этапа работ были проведены по понятной для нашей компании схеме, и мы получили ожидаемые результаты.
Сейчас у нашей компании идет процесс внедрения ССП, мы активно применяем методологию, переданную нам компанией «ИНТАЛЕВ». Главный эффект, который получила наша компания от совместного проекта с компанией «ИНТАЛЕВ», заключается в осознании компанией необходимости стратегического управления. По нашему мнению, умение работать в соответствии со стратегией также важно, как и удачный выбор стратегии. Компания «ИНТАЛЕВ» заложила основу нашего умения работы со стратегией.
Хочется поблагодарить компанию «ИНТАЛЕВ» за умение и готовность перестраиваться в связи с меняющимися условиями и идти на встречу клиенту. Также хочется поблагодарить менеджера проекта Наконечного Дмитрия Ивановича за терпимость по отношению к нашей команде и нацеленность на результат.