Постановка и автоматизация системы управленческого учета и бюджетирования
Справка о компании-заказчике
Сибирский филиал «Березовгеология» входит в состав крупного унитарного предприятия ФГУГП «Урангеологразведка», который включает в себя 8 филиалов, расположенных в различных регионах Российской федерации.
Предприятие ведет свою историю с 1965 г., с момента создания в геологоразведочной отрасли уранового направления. В течение 60-ти лет предприятие занималось поисками, разведкой и оценкой объектов уранового минерального сырья на всей территории бывшего СССР и СНГ, проводило серьезные научно-исследовательские работы по изучению различных факторов, определяющих условия локализации оруденения в фациально-разнородных вмещающих породах, в том числе, генезис объектов, их геохимическая и минералогическая зональность и т.д.
В хозяйственной деятельности филиала выделяются следующие направления:
- Геолого-разведочные работы
- Аналитические исследования пород и руд
- Производство и реализация специального геофизического оборудования
- Услуги содержания помещений, переданных в аренду
- Оздоровительные услуги пансионата, находящегося на балансе предприятия.
Причины обращения и выбора «ИНТАЛЕВ»
В течении 90-х годов предприятие перенесло серьезный финансовый кризис. Основным заказчиком выполняемых работ предприятия являлось и до сих пор является государство в лице министерства природных ресурсов (ранее министерства геологии). В начале 90-х годов были нарушены практически все обязательства по финансированию проектов (государственных заказов) и экономика предприятия существенно пострадала. Были утеряны основные ресурсы предприятия - трудовые и материальные. Таким образом, предприятие, как и вся геолого-разведочная отрасль в целом, оказалось заложником политической ситуации в стране.
В 2003 году на предприятии была произведена серьезная реорганизация. Произошло техническое перевооружение производственных служб, существенно обновился административно-управленческий персонал, была автоматизирована бухгалтерская учетная система с использованием ПП «1С: Предприятие 7.7».
В 2004 г руководство Сибирского филиала предприятия, расположенного в г Новосибирске, проконсультировавшись со специалистами ООО «МАИР Групп» - компании-партнера «ИНТАЛЕВ», приняло решение внедрить систему автоматизированного управленческого учета и бюджетного управления с целью получения оперативной и достоверной информации в разрезе необходимых управленческому персоналу аналитик.
Для автоматизации системы бюджетного управления руководство филиала выбрало предложенный консультантами программный продукт «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы 2004», совместимый с «1С: Предприятие 7.7».
Основные факторы, повлиявшие на выбор данного ПП:
- совместимость с широко распространенной автоматизированной учетной системой «1С: Предприятие».
- хорошо организованная сервисная поддержка специалистами разработчика.
Так же, из-за дефицита квалифицированных кадров и большой занятостью имеющихся сотрудников финансовой службы, для выполнения проекта было принято решение о привлечении специалистов компании-партнера.
Цель проекта
Обеспечить руководство филиала оперативной и достоверной информацией по доходам и расходам по каждому из выполняемых государственных контрактов и в разрезе отдельных служб, участвующих в процессе выполнения работ.
Решение
При постановке системы была разработана ее методологическая основа применительно к специфике деятельности филиала, а именно:
- Разработана финансовая структура филиала на основе существующей организационной структуры.
- Разработана бюджетная модель, включающая в себя основные финансовые бюджеты БДР, БДДС.
- Разработана учетная политика управленческого учета и управленческий план счетов с необходимыми аналитиками: ЦФО (Проекты), Виды деятельности, Статьи БДР, Статьи БДДС.
- Разработана система планирования.
- Составлен регламентный документ «Положение о системе бюджетного управления»
Отчетность и сроки ее предоставления
|
Отчет |
Срок предоставления |
1. |
Кэш-фло |
Ежедневно до 9:30 |
2. |
БДДС |
Еженедельно по пятницам |
3. |
БДР |
Ежемесячно до 10-го числа |
4. |
Бюджет дебиторской задолженности |
Еженедельно |
5. |
Пакет отчетности и анализ финансово-экономических показателей для Совета директоров |
Ежеквартально до 15 числа. Отчетность формируется в разрезах: «госбюджет» и «договорные». |
Классификация статей доходов предприятия
- Доходы по основной деятельности
- Доходы от реализации услуг (госбюджет)
- Геологическое задание №1
- …..
- Доходы от реализации услуг (договорные)
- Аренда помещений
- Доходы от геологических работ
- Доходы по изготовлению геофизического оборудования
- Доходы от санитарно-оздоровительных услуг
- …
- Доходы от реализации услуг (прочие)
- Доходы от реализации услуг (госбюджет)
- Доходы по прочей деятельности
Классификация расходов
- Расходы по основной деятельности
- Расходы на производство и обеспечение
- Расходы по управлению
- Расходы по прочей деятельности
В компании реализован смешанный тип планирования (коллективное планирование). План составляется раз в год с разбивкой по месяцам. Дальнейшие корректировки плана осуществляются только в части «госбюджета» в случае существенных изменений госзаказа. Планы по договорным работам не корректируются.
За отдельными статьями расходов закреплены ответственные сотрудники, которые предоставляют по ним плановые данные. Данные о расходах по Проектам предоставляют руководители ЦФО в виде доли (%%) от дохода.
В программном продукте работают кадровая и финансовая службы предприятия. Кроме этого весь топ-менеджмент предприятия имеет доступ к программе для формирования и анализа отчетности.
Особенности проекта
Спецификой деятельности филиала является выполнение геолого-разведочных работ по долгосрочным (3-5 лет) государственным контрактам в соответствии с утвержденными министерством природных ресурсов сметами. При этом, при выполнении данных работ задействованы практически все службы филиала.
Руководство филиала нуждалось в оперативной и достоверной информация по доходам и расходам по каждому из выполняемых государственных контрактов и в разрезе отдельных служб, участвующих в процессе выполнения работ.
Особенностью организационной структуры компании, является то, что она является проектно-ориентированной. Под вновь появившиеся госзаказы создается отдельное подразделение. В свою очередь, через 3-5 лет, после выполнения госзаказа, соответствующее оргзвено ликвидируется. Все эти изменения отражаются и на финансовой структуре предприятия. Финансовый результат формируется как в разрезе ЦФО, так и в разрезе Проекта.
Основным заказчиком предприятия является государство, в соответствии с госзаказами в компанию поступают целевые средства. Целевое финансирование оказывает существенное влияние на принципы планирования и осуществление расходования денежных средств.
В процессе выполнения проекта были сформированы требования к системе бухгалтерского учета, а именно к группировке справочников «1С: Предприятие 7.7».
Группировка справочника «1С: Предприятие» «Движение денежных средств»
- Подразделение №1
- Статья Дв. Ден. Средств 1
- ….
- Подразделение №2
- ….
- …..
Группировка справочника «1С: Предприятие» «Материалы»
- Субсчет 10.1
- Подразделение №1
- Материал 1
- …..
- Подразделение №2
- ….
- …..
- Подразделение №1
- Субсчет 10.2
- ……
Результаты/эффекты проекта
Процесс внедрения и автоматизации системы продолжался в течении 3-х месяцев (с августа по октябрь 2004г). Уже весь 2005г. руководство филиала имело возможность оперативно отслеживать выполнение запланированных показателей (доходов, расходов, прибыли, рентабельности, выработки и т.д.), вовремя принимать управленческие решения, регулировать финансовые потоки, материальные и трудовые ресурсы предприятия.
Необходимо отметить, что успех проекта во многом зависел от слаженной работы единой реорганизованной финансовой службы под единым руководством.
К реальным результатам внедрения системы можно отнести:
- Выполнение запланированных показателей прибыли и рентабельности по предприятию в целом уже в 2004г и в 2005г. До этого в течении нескольких лет филиал получал убытки и был на грани банкротства и закрытия.
- Выявление нерентабельных государственных контрактов и возможность обоснованно скорректировать условия выполнения работ по этим контрактам.
- Несмотря на остающиеся проблемы с регламентом финансирования, у руководства появилась возможность оперативно корректировать бюджет движения денежных средств и постоянно контролировать дебиторско-кредиторскую задолженность.
- У филиала исчезла задолженность перед сотрудниками по заработной плате и полностью была погашена достаточно крупная задолженность во внебюджетные фонды. В данный момент филиал является дисциплинированным и одним из крупных налогоплательщиков центрального района г Новосибирска.
- У сотрудников филиала появилась уверенность в завтрашнем дне, стали возвращаться опытные специалисты и приходить молодые кадры производственников. До 2004г возрастной интервал работающих сотрудников укладывался в рамки 45-70 лет. Большая часть сотрудников относилась к категории пенсионеров.
Развитие проекта
Ввиду специфики деятельности предприятия, организационная и соответственно финансовая структуры компании подвержены изменениям (один раз в пол года). Появляются новые ЦФО (Проекты). В результате возникает необходимость поддержания ПО в актуальном состоянии. Эта обязанность лежит на финансовом аналитике компании, который, участвуя в проекте автоматизации полностью перенял знания и навыки работы в ПО.
В 2006 г. финансовая служба предприятия (головной офис находится в Москве) начала внедрение методологической основы системы бюджетного управления во всем холдинге. Процесс планирования 2006 года был выполнен в форматах бюджетов, разработанных для Сибирского филиала.
На настоящий момент аналогичный проект по постановке и автоматизации системы бюджетирования и управленческого учета реализован еще в двух филиалах холдинга.
В текущем году планируется автоматизация всей учетной системы холдинга в едином контуре «1С: Предприятие + ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы 2004».