Повышение квалификации финансово-экономических специалистов - как лучше?
Повышение квалификации финансово-экономических специалистов - как лучше?
А. Сенов
Любой человек, стремящийся быть мастером в своей области, рано или поздно понимает, что нельзя, однажды став мастером, долго оставаться им без дополнительных усилий. Жизнь неотвратимо уходит вперед. И требуется углублять свои знания и совершенствовать умения, чтобы соответствовать новым требованиям жизни. Как говорила Королева Алисе в Зазеркалье "… приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!"
Бизнес, предпринимательство в экономике, безусловно, является передовой областью человеческой деятельности, судя по динамике, скорости происходящих изменений. И если с экономической точки зрения в конкурентной рыночной среде действуют компании, то с профессиональной точки зрения в этих компаниях в той же конкурентной среде работают люди. Не станет большим открытием тот факт, что не только высшее руководство, топ-менеджмент предприятия, но и финансисты, аналитики, маркетологи, производственные специалисты ощущают в своей работе необходимость постоянного развития. Необходимость не только уметь разрабатывать и притворять в жизнь требуемые изменения, но и постоянно быть в курсе новых методик, новых подходов, новых идей.
Конечно, еще не везде эта ситуация ощущается так жестко. Особенно у нас, в России, где во многих отраслях только начинают говорить о конкуренции. Конечно, во многих фирмах только генеральный директор не спит ночей в поисках новых решений, а уже его заместители проводят понедельник в ожидании пятницы. Но с каждым днем остается все меньше возможностей для существования такого менталитета.
При анализе процесса принятия управленческого решения на предприятии становится понятно, что важную, если не ключевую роль в этом процессе играет информация, на основании которой осуществляется принятие решения. В первую очередь, это финансово-экономические характеристики и показатели прошлой деятельности, планов и проектов предприятия. Без оценки текущего состояния компании или ее подразделения, без оценки предлагаемых к реализации проектов, невозможно принять взвешенное решение о будущей деятельности.
Но даже при наличии в распоряжении специалиста всех необходимых сведений о финансово-экономическом состоянии компании, рассматриваемых в ней проектах и планах, эти сведения еще предстоит интерпретировать. То есть привести к анализируемому виду, и сделать, собственно, выводы о текущем положении дел, причинах этого положения и привлекательности тех или иных шагов в будущем.
Тут-то и кроется основная проблема. На основании одних и тех же исходных данных, применяя различные методики или глубину анализа, можно получить различные, порою прямо противоположные, результаты. Только от специалиста аналитика зависит правильность выбора. То есть при всем богатом опыте мировой экономической науки, при всем обилии литературы, накопленных данных, и прочее и прочее, финансово-экономический анализ на предприятии все еще остается искусством, упорно не желая превращаться в ремесло.
Как же на практике получить ответы на интересующие вопросы? Если нет уверенности, что имеющиеся знания и предыдущий опыт позволят справиться с поставленной задачей. Что можно предложить для специалиста, непосредственно занимающегося обработкой финансово-экономической информации на предприятии - сотрудника финансово, экономического, планово-экономического, аналитического отделов. Или для руководителя, уже делающего выводы на основании полученных показателей - финансового директора, коммерческого директора, директора по развитию. Каким способом, даже будучи высоким профессионалом, можно продолжать совершенствовать свои навыки?
Таких способов можно указать три.
Первый заключается в регулярном знакомстве с профессиональной периодикой, вновь выходящей профессиональной литературой. И зарубежной и отечественной. Этот способ является самым простым, широко распространенным, но не самым эффективным. И вот почему. Мы стремимся почерпнуть в журналах и книгах новые практические навыки, приемы, инструменты, дополняющие имеющиеся у нас базовые знания. Но практические умения не передаются через печатное слово. Мы можем лишь узнать о существовании того или иного приема, методики и т. п. Найти его формальное описание. Дальше нам потребуется самостоятельно восстановить этот прием, овладеть им. А путь самообучения всегда был тернистым. Нужно потратить массу сил и времени, совершить простые, как окажется в последствии, ошибки, чтобы превратить мертвое знание, формальное описание новой для нас методики, в практически работающий в наших руках инструмент. Мониторинг специальной литературы и прессы, скорее, можно использовать для получения первичной информации об интересующих нас профессиональных вопросах.
Второй способ - обучение. Посещение семинаров, практикумов, тренингов по финансово-экономическому анализу деятельности компании, вопросам оценки и экспертизы инвестиционных проектов и т. п. Выбор для слушателя в этой области сегодня огромен. Но помимо прочих характеристик учебных мероприятий (цена, программа обучения, место и сроки проведения, информационная поддержка), в первую очередь, важна их практическая ценность. Как показывает опыт, часто обучение специалистов в области экономики и финансов ведут люди, обладающие исключительно академическим, а не практическим знанием предмета. Или те, у кого за спиной есть практический опыт, но в данный момент они занимаются только обучением. В этом случае полученную информацию слушателям трудно использовать на практике.
Только люди, сами ежедневно применяющие знания, которым они взялись учить других, могут эти знания кому-то передать. Причем их практический опыт должен быть универсальным, а не связанным с каким-то одним конкретным предприятием. Иначе как проводить необходимые обобщения? Как некто может давать рекомендации специалисту из компании, занимающийся торговлей товарами массового потребления, если он сам имеет опыт применения этой методики только однажды и в тяжелом машиностроении? Это никак не возможно!
Кто же эти замечательные эксперты, имеющие обширную практику и одновременно ведущие обучение финансово-экономических специалистов? Такое могут предложить консультационные фирмы. Фирмы, оказывающиеся помощь предприятиям в области управления финансами, производством, персоналом, оказывающие рекомендации в составлении стратегических и тактических планов. Именно в них есть экономисты-практики, сталкивающиеся с финансово-экономическим анализом ежедневно на предприятиях различных отраслей и направленности. Некоторые из этих консультационных фирм предлагают обучение.
Наконец, последний способ решить вопрос с повышением квалификации для специалистов в области финансово-экономического анализа, это непосредственно обращаться к консультантам за помощью. Обращаться за "советом". Если ответственно отнестись к выбору консультационной фирмы, то "совет" будет дан на самом высоком уровне. Однако, стоимость подобных услуг консультационных фирм такова, что особенно часто обращаться за "советом" не получится. Консультационные фирмы, скорее, привлекаются предприятиями в случаях проведения этапных преобразований, а не в текущем порядке. Этим же недостатком обладают и учебные мероприятия - всевозможные практикумы, семинары и тренинги. Невозможно посещать их слишком часто. Надо еще успевать работать.
Таким образом, все три классических подхода, позволяющие финансово-экономическому специалисту получать ответы на практические вопросы, обнаруживают свою ограниченную применимость.
Но, на мой взгляд все таки есть инструмент, позволяющий в оперативном режиме без особых дополнительных затрат иметь в своем распоряжении того самого консультанта-практика.
Многие специалисты на российских предприятиях используют в свое работе различное экономическое программное обеспечение. Существуют и компьютерные модели, предназначенные для различных направлений финансово-экономического анализа. Дело в том, что некоторые консультационные фирмы занимаются разработкой и продажей таких компьютерных моделей: компьютерных программ для финансово-экономического анализа, оценки и экспертизы проектов, разработки бизнес-планов. В отличие от аналогичных разработок, предлагаемых "компаниями-программистами", компьютерные продукты консультационных фирм основываются на практических консультационных проектах, а не учебниках по экономике и финансам.
Но самое главное то, что "компании-программисты" могут предложить пользователям своих экономических компьютерных программ только техническую поддержку. Так называемые "кнопочные консультации" по установке и использованию программного обеспечения. В отличие от них консультационные фирмы, являющиеся разработчиками экономического программного обеспечения, часто предлагают своим пользователям не только технические, но и методические консультации. Советы и рекомендации по самой сути экономических явлений, с которыми встречаются финансово-экономические специалисты на предприятиях. Некоторые консультационные фирмы, разработчики экономических компьютерных моделей, оказывают такую консультационную поддержку своим пользователям бесплатно!
И так, зайдя с неожиданной стороны, проанализировав рынок экономического программного обеспечения, мы нашли ответ на поставленной в этой статье вопрос. Специалист на предприятии может в оперативном режиме получать практическую помощь в виде консультаций, советов, рекомендаций по финансово-экономическим вопросам от настоящих экспертов. Экспертов, ведущих практическую работу по различным вопросам на различных предприятиях. Для этого специалисту или его предприятию необходимо приобрести соответствующую разработку, компьютерную модель, у одной из консультационных фирм, предлагающих такие услуги.
Конечно, важно чтобы эта экономическая компьютерная модель реально соответствовала потребностям предприятия и сотрудника, который будет с ней работать. А также имела приемлемое соотношение цены и качества. Тут важным преимуществом становится бесплатность консультационной поддержки. Ведь цену компьютерной программы мы уплачиваем однажды - при ее приобретении. А оплачивать консультации нам придется в течение длительного времени, и их суммарная стоимость может в несколько раз превысить затраты на само приобретение экономической компьютерной модели.
В заключение хотелось бы отметить, что я не ставил своей целью детальный анализ рынка компьютерных программ, моделей для финансово-экономического анализа. Но коль скоро мы вели речь об этих моделях, как об инструменте для профессионального развития специалистов на предприятиях, важно провести еще одно разделение. Большая часть экономического программного обеспечения имеет в своей основе принцип закрытости. Методики расчетов, алгоритмы, формулы, реализованные в программе, скрыты от пользователя. Такую компьютерную программу можно уподобить "черному ящику". Вы вводим в нее данные на входе и получаем данные на выходе. А как это произошло, почему именно таков оказался данный конкретный показатель, как он рассчитан, мы узнать не можем. Более того, мы не можем оперативно повлиять на процесс расчетов. Никакая закрытая компьютерная программа не может учесть всех возможных пожеланий пользователя. Наоборот, в случае открытости программы специалист может не только видеть алгоритмы и формулы расчетов, но и самостоятельно менять их, настраивая компьютерную модель под нужды отрасли, предприятия, сегодняшнего дня.
Источник: