Оцените реальное состояние предприятия
Дмитрий Елисеев, руководитель направления «ССП и процессы»
Источник: Журнал "Слияния и Поглощения" №28
Рыночные показатели не всегда отражают реальное положение дел. Например, перед продажей предприятия менеджеры могут стараться показать увеличенный объем продаж (со снижением качества), отретушировать финансовые показатели и т.д. В стратегической перспективе те, кто приобрел предприятие, могут столкнуться с тем, что ментальное отражение продукции в умах клиентов выглядит как некачественное, и, следовательно, продукция не покупается. Очевидно, что необходима идентификация реального положения дел на предприятии. Под реальным в данном случае понимается восприятие ситуации коллективом изнутри (наиболее объективное восприятие с точки зрения субъекта, рассматривающего проблему со стороны).
Остается выбрать такую технологию, которая позволит понять «реальное состояние предприятия», то есть взглянуть на предприятие глазами сотрудников.
Транзакционный подход
Мы в своей практике для этого используем определенные техники нейролингвистического программирования (НЛП), позволяющие минимизировать транзакционные издержки, т.е. потери, возникающие в силу некачественного взаимодействия.Введем следующие определения:
- Производственные издержки – финансовые затраты компании, необходимые для поддержания ее производственного цикла.
- Транзакционные издержки – финансовые потери, которые несет компания в результате некачественного общения.
- Внутренние транзакционные издержки – финансовые потери, которые несет компания в результате некачественного взаимодействия ее учредителей, менеджеров, сотрудников между собой.
- Внешние транзакционные издержки компании – финансовые потери из-за некачественного взаимодействия с окружающим миром: с поставщиками, партнерами и другими контрагентами.
- «Карта» – ментальная модель (особенности восприятия человеком информации), которая описывает «территорию», то есть объективную реальность.
- При принятии решений люди и компании руководствуются не объективной реальностью, а своими представлениями о ней, т.е. «картами».
- «Карта» всегда отличается от «территории», которую она описывает.
- У каждого человека (компании) своя «карта», отличающаяся от «карты» другого человека (компании).
- Кризис – как результат некачественной «карты», которая не смогла адаптироваться к быстроменяющейся «территории».
- Несовпадение «карт» и некачественные «карты» – причина транзакционных издержек.
- Успешное развитие компании – результат эффективной «карты» компании.
- Совершенствование «карты» – важнейшее условие успешного развития компании.
Модель эффективной коммуникации
Для минимизации транзакционных издержек при различных взаимодействиях как внутри, так и вовне компании используется модель SCORE. Элементами модели являются:
| Какие проблемы в настоящем? |
|
| Каковы причины их возникновения в прошлом? |
|
| Каких результатов хотим в будущем? |
|
| Какие долгосрочные эффекты даст нам достижение результатов? |
|
| Какие ресурсы понадобятся нам для их достижения |
|
Рис. 1. Модель SCORE
Опишем основные структурные элементы модели.
- Симптомы – видимые признаки текущего проблемного состояния.
- Причины – факторы, определяющие возникновение симптомов.
- Результаты – цели, описывающие желаемое состояние, которое должно прийти на смену проблемному состоянию.
- Эффекты – долговременные следствия достижения результатов.
- Ресурсы – элементы, отвечающие за устранение симптомов и причин и достижение результатов и эффектов.
Техника работы модели SCORE
Формирование ответов сотрудников по данной модели может происходить следующим образом:- выдача ключевым сотрудникам анкет по модели. Как правило, при определенном навыке руководителя или приглашенного специалиста этих данных вполне достаточно для понимания ситуации на предприятии. Обычно мы в своей деятельности перед началом любого проекта стараемся получить информацию в формате SCORE;
- уточнение частных положений индивидуальных анкет при личном собеседовании. Это обусловлено необходимостью понять, правильно ли вы интерпретировали мнение сотрудника, избежать перевода «перевернутых» симптомов в результаты и часто вообще уточнить, что же человек имел в виду. Например, очень сложно догадаться, что конкретно имел в виду специалист, называя причину «Недостаточная квалификация кадров и трудности в подборе квалифицированного персонала»;
- формирование так называемого «корпоративного» SCORE.
А) Финансовый директор (результат): «Автоматизировать на 80% весь управленческий учет».
Б) Менеджер по персоналу (результат): «Повышение профессиональной образованности и интеллекта сотрудников».
Создание «корпоративного» SCORE основано на структурировании элементов индивидуальных SCORE:
- По этапам цикла управления - функциям управления.
- По бизнес-функциям.
- По факторам внешней среды.
Формирование корпоративной модели представляет собой интерпретацию элементов индивидуальных SCORE:
В результате по сконцентрированным проблемным областям можно определить болевые точки предприятия, а по желаемым состояниям – аттракторы (привлекательные стороны) для персонала.
Корпоративная культура: измерение и влияние
Другой составной частью предпроектного обследования является построение существующего профиля корпоративной культуры 2.2 Камерон К.С., Куинн Р.И. Диагностика и изменение организационной культуры. – Спб.: Питер, 2001.
Профиль корпоративной культуры дает понимание уникальности характера организации, показывает отношение персонала к ключевым ценностям организации. Особенно важно построение профиля в различных составляющих холдинговых структур: принципиальное отличие профилей говорит о том, что команды управления движутся в разных направлениях и получить эмерджентный эффект будет более чем затруднительно.
В одном из холдингов, имеющем вертикально интегрированную структуру, мы столкнулись со следующей ситуацией, которая описана с помощью профилей предприятий:
Профиль корпоративной культуры Завода 1
Профиль корпоративной культуры Завода 2
Профиль корпоративной культуры торговой базы
Профиль корпоративной культуры управляющей компании
Анализ профилей всех четырех предприятий делает очевидным, почему команда Завода 1 не могла достаточно хорошо сработаться с остальными управленцами. При этом корпоративная культура является основой реализации стратегии и, как правило, является «фундаментом» системы сбалансированных показателей. Хотим реализовать конкурентные ценности, придется поменять команду управленцев Завода 1.
Продолжение