+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Кто последний в очереди на автоматизацию?

Елена Юровникова
"Прием", сентябрь 2006
 
Рынок SMB, как правило, характеризуют небольшие IТ-бюджеты, маленькие IТ-отделы, высокая чувствительность к ценам на софт и услуги, а также «несклонность» к риску. Такие компании нуждаются не только и не столько в софтверных решениях, сколько в помощи в решении проблем бизнеса. При этом задачи игроков среднего и малого бизнеса по своему разнообразию не уступают задачам, стоящим перед крупными компаниями.

«Если компания невелика, она может планировать закупки и бюджет вручную, а из средств автоматизации управления использовать разве что бухгалтерский учет…». Собственно говоря, именно эта фраза, прозвучавшая из уст авторитетного игрока IТ-рынка Нижнего Новгорода, и побудила «Прием!» выяснить: нужна ли SMB автоматизация, или все рассказы о программных решениях, помогающих увеличить эффективность труда, конкурентоспособность компаний и расширение клиентских баз и активно предлагаемых IТ-компаниями, всего лишь PR-ход.

Быть или не быть?

С одной стороны, SMB — наиболее развивающийся сегмент рынка в России. Именно в этом секторе наблюдаются сейчас очень высокие темпы роста, сильная конкуренция, а значит, существует потребность в совершенствовании бизнес-процессов. С другой стороны, на малых и средних предприятиях довольно остро стоит вопрос замены парка компьютеров. Как показало исследование аналитической компании Meta Group, в этом секторе рынка продолжают доминировать ПК, купленные еще в 90-е годы. Многие предприятия SMB не спешат обновлять компьютерную базу из экономии и стараются использовать существующие них IТ-решения как можно дольше.

Есть и третья сторона вопроса: что могут предложить сегодня вендоры и системные интеграторы SMB-компаниям, чтобы стоимость такого продукта ни в коей мере не ударяла по карману небольших фирм, а решение соответствовало требованиям руководителей предприятий среднего и малого бизнеса, которые хотят видеть результаты внедрения уже через несколько месяцев.

До недавнего времени типичным программным продуктом для SMB являлись так называемые «минибухгалтерии». И если два года назад большая часть предлагаемых в России систем автоматизации была рассчитана на компании с оборотом от 10 миллионов долларов и с количеством сотрудников от 500, то сегодня есть примеры автоматизации бизнес-процессов для компаний с количеством рабочих мест 20--40.

«На рынке SMB сейчас присутствует много вендоров — это и SAP, и традиционный игрок этого сегмента Microsoft, и, конечно, «1С». Кроме этих лидеров рынка, присутствует также множество вендоров, рыночные доли которых заметно меньше, но их решения все же находят своих клиентов, — говорит Павел Егорихин, руководитель отдела маркетинга компании «Микротест». — Характерно, что многие игроки верхнего сегмента рынка ERP сейчас стремятся занять свою долю на рынке SMB, и это очень хорошо для клиента, так как позволяет ему воспользоваться огромным накопленным опытом этих компаний». Множество компаний-интеграторов и консалтинговых компаний занимаются подведением существующих систем под потребности конкретных заказчиков с учетом отраслевых особенностей и специфики бизнеса.
«Для SMB на рынке представлены такие решения по автоматизации бизнес-процессов, как ERP-системы (системы управления ресурсами предприятия); ECM-системы (системы автоматизации электронного документооборота); CRM-системы (системы управления взаимоотношениями с клиентами); FAS-системы (финансово-аналитические системы) и другие, — рассказывает Марина Кудряшова, генеральный директор агентства информационных технологий «Прог-Мастер». — В зависимости от масштаба деятельности предприятия, комплексности программного продукта и сферы его применения, стоимость внедрения ERP-систем может колебаться в широких пределах — от тысячи до нескольких сотен тысяч долларов, а сроки, соответственно, — от одного до двух лет. CRM-системы могут внедряться как самостоятельно и поддерживаться самими сотрудниками фирмы, так и потребовать привлечения профессиональных специалистов (продолжительность внедрения составит от двух недель до трех месяцев, средняя стоимость от 1000 долларов). Стоимость решения включает в себя: стоимость лицензий, стоимость работы специалистов, стоимость обучения и стоимость доработок (при необходимости).

Каждое решение по-своему эффективно, только нужно быть готовым, что отдача от внедрения какой-либо системы наступает далеко не сразу. Но важно не просто установить программу, а провести полное внедрение, начиная с тщательного исследования внутренней среды организации, диагностики системы управления до полноценного индивидуального обучения персонала организации. Также нужно быть готовым при необходимости что-то изменить в организации (провести реорганизацию). Только после всех совместных усилий руководства компании и специалистов по внедрению программных продуктов может идти речь об экономическом эффекте от внедрения систем».

С этим мнением соглашается Павел Егорихин: «Мало кто просчитывает необходимость автоматизации БП. Если же рассматривать ситуацию, когда компания не может самостоятельно определить необходимость внедрения автоматизированной системы, то ей надо задать себе один вопрос — понимает ли руководство или сотрудники, какие конкретно выгоды принесет бизнесу компании реализация проекта по автоматизации. Если такого понимания нет, то за проект лучше не браться и начать с определения желаемых эффектов автоматизации».

«Автоматизация позволила бы повысить эффективность большинства компаний малого и среднего бизнеса, но ее бездумное внедрение очень часто больше вредит, чем помогает, — уверен Сергей Львов, генеральный директор «ИНТАЛЕВ Поволжье». — Очень часто, когда пытаются автоматизировать какой-то процесс, не задумываются, насколько он был оптимален. Процесс автоматизируют как есть, автоматизированный, он начинает работать быстрее, иногда значительно быстрее. В результате неэффективность и потери неоптимального процесса возрастают и могут привести к полной остановке данной деятельности.

Другая крайность — когда при автоматизации процесса проводят его оптимизацию. Он действительно становится высокоэффективным, всем нравится. И все, казалось бы, хорошо, но при запуске процесса вдруг начинаются проблемы у всей организации в целом. Оказывается, что при оценке границ процесса не учли, что большинство основных процессов предприятия проходят через разные подразделения и прямо или косвенно влияют на множество других процессов. И повышение эффективности только одного ключевого процесса без оценки его влияния на организацию в целом может ничего не дать (в лучшем случае) или навредить.

В нашей практике был случай, когда компания-заказчик настаивала на проведении так называемого «реинжиниринга процессов» (проведение оптимизации и повышение эффективности методом оценки). После череды наших отказов и их настойчивых просьб работа была проведена. И что же получилось? Компания запустила новую программу — «большую» КИС. По окончании первого месяца финансовые результаты компании резко снизились. По окончании второго она оказалась на грани кризиса. Длительное разбирательство выяснило следующее. В компании раньше существовали курилки, которые посещались сотрудниками, как им вздумается. В результате оценки эффективности деятельности подразделений в компании пришли к выводу, что ситуация с курилками «неправильная». И ввели регламенты посещения курилок по расписаниям, отдельно для разных отделов, чтобы люди не мешали друг другу. Но, как оказалось, курилки были не совсем обычным местом. Сотрудники линейных служб в процессе перекура узнавали последние новости, где и что происходит в компании. Сотрудники отделов продаж делились информацией о том, что и сколько планируют продать, а сотрудники служб логистики и снабжения на основании этого прикидывали, как им распланировать свою деятельность. Когда же ввели регламенты, общаться они перестали. Механистическая автоматизация процессов разрушила существующую информационную систему компании (движение потоков информации и принятие решения), не создав новой на базе автоматизированной системы.

Подходя к вопросу автоматизации бизнес-процессов, нужно иметь в виду несколько простых вещей. Не имеет смысла описывать «все» бизнес-процессы. Выделите 20 процентов наиболее важных и дающих 80 процентов эффекта. При оценке автоматизации процессов рассматривайте ожидаемые эффекты и стоимость автоматизации. И, самое главное, нужно точно представлять, как автоматизируемые бизнес-процессы помогут предприятию достичь своих стратегических целей, как ваши клиенты (которые и приносят вам деньги) почувствуют, что ваша эффективность изменилась и как будут готовы проголосовать за это изменение деньгами. Именно такая стратегия выбора и позволит вам находить точку приложения минимальных усилий для получения максимальных финансовых результатов».

Рецепты успеха

Представители SMB-сегмента решают при автоматизации практически те же сложные задачи, что и крупные компании, только масштабы деятельности немного меньше. «Малым и средним предприятиям нужен достаточно широкий функционал системы, — говорит Марина Кудряшова. — Это связано с тем, что малый и средний бизнес имеет очень высокую динамику роста в России — десятки, а в некоторых компаниях даже сотни процентов. Компании подыскивают себе решения с заделом на будущее и задумываются об автоматизации тех задач, которые будут актуальны через год. Поэтому в таких компаниях достаточно высокие требования к функциональности».

Алексей Бобков, старший системный администратор гостиницы «Волна», считает, что автоматизация бизнес процессов прежде всего позволяет делать хозяйственную деятельность предприятия прозрачной и формировать управленческие решения в кратчайшие сроки, имея четкую и полную картину. «Для малых и средних предприятий это наиболее востребовано, так как сильна конкуренция и здесь время играет против участников рынка, — говорит он. — У нас в гостинице «Волна» автоматизированы многие процессы, и внедрено несколько систем. Основные — САУ номерным фондом «Fidelio», САУ ресторанами и барами «Micros», система биллинга беспроводного Интернета «Barsum Wi-Fi», кроме того, автоматизированными системами управляются телефоны, платное телевидение, электронные замки, лифты, склады, бухгалтерия. Все эти системы тщательно подбирались, основываясь на мировом опыте ведения гостиничного бизнеса и на собственных потребностях». Собеседник «Приема!» убежден, что оценить экономический эффект можно даже субъективно: оформление и расчет гостя занимает считанные минуты, степень мобильности и безопасности гостя на территории гостиницы высока.

«Эффективность ресторанного бизнеса определяется двумя составляющими: качеством обслуживания клиентов и оптимальной организацией бизнес-процессов на предприятии. Добиться эффективного управления бизнес-процессами без использования той или иной системы автоматизации сегодня просто нереально. Можно, конечно, «зарасти» бумагами, пытаясь вручную связать воедино склад, кухню, бар. Но все равно не получишь полного представления о том, что происходит предприятии, — делится опытом Светлана Будникова, директор коктейль-бара «Шарманка». — Совсем другое дело, когда при регистрации блюда на компьютере автоматически происходит расчет по ингредиентам, определение наценки, списание продуктов со склада (при чем с точностью до граммов). Автоматизация позволяет осуществлять оперативный учет и контроль во всех подразделениях (кухня, склад, блок обслуживания посетителей, управленческие подразделения), вести бухгалтерский учет, взаиморасчеты с поставщиками и покупателями. При выборе системы автоматизации бизнеса одним из определяющих факторов для нас являлось комплексное решение. Поэтому мы и остановили выбор на системе Tillypad». Светлана Будникова добавила, что в Нижнем Новгороде также широко распространена система автоматизации R-Keeper, но при ее использовании компании потребовалось бы докупать новые модули, если возникнет необходимость в добавлении новых рабочих функций. В выбранной же системе Tillypad уже изначально в базовом решении заложено большинство функций, которые были нужны и еще могут понадобиться, — это комплексное решение.
Волго-Каспийское ПКБ совсем недавно стало самостоятельным предприятием. В настоящее время уже введена система менеджмента качества, которая позволяет предприятию упорядочить все свои процессы, контролировать и совершенствовать свою деятельность. Следующим этапом развития предприятия станет автоматизация управления бизнес-процессами. «Учитывая, что для нашего предприятия основной бизнес-процесс — проектирование судов, он станет ключевым в системе автоматизации. Другие БП — финансовый учет, управление персоналом — тесно связаны с ним. Сам по себе процесс проектирования времязатратный, он может длиться больше шести месяцев, иногда и до года и требует взаимодействия между отделами предприятия. И, кроме того, опыт КБ, новые разработки вручную учесть невозможно. Без налаженной системы автоматизации не обойтись», — убеждена Светлана Ефремова, заместитель генерального директора Волго-Каспийского ПКБ.

В заключение

Александр Кузнецов, генеральный директор сети фирменных магазинов «Электроника», вспоминает, что, когда «Эльдорадо» в 1995 году внедрило систему автоматизации бизнес-процессов, затратив на это 1,5 миллиона долларов (огромные по тем временам деньги!), многие отнеслись к этому скептически. «Но коммерсанты пошли на эти расходы, — говорит он, — и оказались в лидерах. Если хочешь иметь влияние на современном рынке нужно иметь автоматизированное управление. Для самого зачаточного бизнеса, возможно, и хватит программы бухгалтерского учета. Но если хочешь совершенствовать бизнес, делать его сетевым, объединять две-три точки, то без автоматизированного управления бизнесом не обойтись».

В качестве резюме можно добавить, что автоматизация бизнес-процессов — это лишь инструмент, успешное использование которого непосредственно зависит от управления предприятием. Она позволяет улучшить управление, но ни в коем случае не заменяет его. В этом и состоит предметный смысл внедрения. От этого имеет смысл отталкиваться бережливому собственнику при решении вопроса, нуждается его предприятие в автоматизированной системе управления или нет.

Елена ЮРОВНИКОВА


Автоматизируем бизнес-процесссы

Первый шаг — анализ и определение бизнес-потребностей. Успешное внедрение начинается с анализа процессов в компании и целей, которые компания ставит перед собой в процессе внедрения. В успешных проектах цели четко поставлены, специфичны, измеримы, достижимы, релевантны, сроки по ним определены.

Второй шаг — определение решения, выбор системы и поставщика. На этом этапе не стоит жалеть времени и усилий и привлечь профессионалов или проконсультироваться с теми, кто уже использует подобные решения в своем бизнесе. Тендер — один из лучших способов определить нужного поставщика и систему. При невозможности его организовать имеет смысл обратиться к профессионалу-консультанту, который обоснует преимущества той или иной системы для вашего бизнеса.

Третий шаг — поставка, внедрение и адаптация.
Оценка эффективности проекта сводится к ответу на вопросы. Например, получил ли топ-менеджмент предприятия возможность оперативного контроля его деятельности, или решаются ли проблемы и задачи основных подразделений (закупки, хранение, производство, сбыт). Перечень таких оценочных вопросов можно продолжать и развивать, но смысл их сводится к одному вопросу — сможет ли предприятие работать дальше без автоматизированной системы?