+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Бюджетирование в энергетике: вопросы и ответы

Бюджетирование в энергетике: вопросы и ответы

П. Боровков
Руководитель направления бюджетирования
Консультационно-внедренческая фирма "ИНТАЛЕВ"

Когда начинаешь ставить систему бюджетного управления, или, как часто говорят, бюджетирования, в какой-либо отрасли, сталкиваешься с рядом постоянно возникающих вопросов, суть которых сводится одному и тому же: а как это заработает у нас? Если речь идет о российской энергетике, то чаще всего и консультанты, и специалисты со стороны предприятий-заказчиков задаются вопросами:

  1. Насколько возможно эффективно наладить бюджетирование в действительно больших структурах – с территориально разветвленными и вертикально интегрированными филиальными сетями, с десятками тысяч занятых сотрудников?
  2. Требуется ли вообще бюджетировать "по-западному" свою деятельность предприятиям, чья деятельность регулируется в большей или меньшей степени государством?
  3. Как нужно выстраивать систему бюджетного управления для компаний, находящихся в состоянии реструктуризации – например, уходящих от контролируемого государством монопольного рынка к рынку настоящему – конкурентному?

Этот комплекс вопросов также серьезно подтачивается головной болью многих российских управленцев: "А можно ли все это еще и автоматизировать? А как и чем? А какие потребуются для этого ресурсы?".

По опыту специалистов "ИНТАЛЕВ", описанные вопросы более чем характерны для сегодняшней российской энергетики, с предприятиями которой "ИНТАЛЕВ" очень плотно работает в области постановки и автоматизации систем бюджетирования. Надеемся, что рассказ об этой работе прояснит многие вопросы.

Итак, давайте по порядку.

Бюджетирование и размер организации

Рассматривая сложившейся на сегодня рынок внедрений систем бюджетирования, можно сделать небезосновательный вывод, что он (рынок) достаточно развит только на уровне средних предприятий: торговых и дистрибьюторских компаний, телекоммуникационных фирм, дочек нефтедобывающих холдингов и т.д. Действительно, мерея только по количеству внедрений, это так. Постановка полноценного бюджетирования (особенно, с привлечением внешних консультантов) для малого бизнеса – дорогостоящее мероприятие (хотя давайте определимся, что качественная вещь малых денег стоить не может), а к мегакомпаниям многие просто боятся подступиться.

Но нам бы хотелось утверждать обратное: бюджетирование как комплексная система управления предприятием через финансы крупным бизнес-структурам нужна как воздух. Иногда это вообще единственно работающий управленческий подход, так как напрямую за действиями каждого не проследить, а финансовые показатели – универсальный язык выявления болевых точек и рычагов воздействия.

Переходя к технологии разработки систем бюджетирования – консультанты всегда сталкиваются с вопросом заказчика: а можно ли вообще в терминах центров финансовой ответственности описать нашу компанию? Ведь она такая большая.… Здесь, на наш взгляд, ответ может дать сам спрашивающий. Есть такой хороший принцип – "Систему определяет наблюдатель", т.е. только будущий пользователь системы бюджетирования может сказать, какая глубина описания ему необходима.

Из нашей практики: маленькие сервисные конторы с числом занятых до 30 человек могут расчленить себя на 150 центров ответственности, тогда как крупнейшее предприятие "Колэнерго" - объединить целый каскад из 12 ГРЭС в один центр затрат. Все определяется целесообразностью управления.

По подобному же пути конструктивного упрощения пошла и "Федеральная Сетевая Компания ЕЭС". В начале проекта, ведущегося "ИНТАЛЕВ" и "ФСК", система центров ответственности спускалась вплоть до служб и отделов каждого предприятия магистральных электросетей (ПМЭС), но очень скоро было принято решение, что для гибкого управления достаточно зафиксировать ответственность только на уровне ПМЭС в целом.

Зачем нам бюджет, когда есть госплан?

Классическое бюджетирование – это инструмент управления экономическими показателями коммерческой фирмы, ведущей самостоятельную и независимую борьбу на конкурентном рынке. В таком контексте – казалось бы: что и зачем бюджетировать российским энергетическим компаниям, чья деятельность находится под строгим контролем государства, начиная от доходной части (утвержденный тариф) и заканчивая направлениями инвестирования (поддержание технологии производства и передачи электроэнергии)? Ответим парадоксально: именно в такой ситуации бюджетирование становится инструментом номер один. Приведем только несколько доводов:

  • Законодательством определено, что деятельность энергетических компаний разделена на регулируемую государством и нерегулируемую составляющие. Получается, что общий процесс образования доходов и расходов, движения денежных средств и формирования стоимости компаний должен быть строго разделен как на уровне плановой, так и фактической документации на эти два сегмента. Это посильно только гибкой системе бюджетов.
  • Большими вертикально интегрированными структурами невозможно управлять только функционально, т.е. путем прямых указаний "что делать" и контроля "кто виноват". Просто физически нереально отслеживать из Москвы правильность эксплуатации подстанции или линий электропередачи на Дальнем Востоке. Бюджетирование же, опираясь на универсальный язык описания хозяйственной деятельности – финансовый, - выступает четким индикатором эффективности использования ресурсов.
  • Многогранная деятельность энергетических компаний может быть подконтрольна только через комплексную систему бюджетов, а не однобокое планирование в старом советском формате. В частности, именно работа "ИНТАЛЕВ" с "Федеральной Сетевой Компанией" привела к появлению новаторского подхода к построению системы бюджетов для крупных многоуровневых компаний – балансовому, описанному нами в предыдущих статьях.

Все эти моменты говорят о том, что только серьезно проработанное бюджетирование является ответом, на многие вопросы, стоящие перед энергетическими компаниями.

продолжение