Бизнес-процессы: реинжиниринг и оптимизация
Степан Слепцов
Опубликовано в журнале «Генеральный директор», №1, 2008
Сегодня бизнес-процессы, особенно их реинжиниринг, являются одними из наиболее спекулятивных понятий, предлагаемых на рынке консалтинга. Свой «вклад» в существующую путаницу также вносят и специализированные информационные системы, претендующие на роль организаторов бизнес-процессов. Поэтому будет интересно разобраться с тем, что собой представляют последние и какую пользу они могут действительно принести предприятию.
Для многих компаний, успевших столкнуться с бизнес-процессами и реинжинирингом, знакомство завершилось несколькими томами консалтинговых отчетов под названиями «Модель по состоянию «Как есть» и «Модель по состоянию «Как должно быть», благополучно пылящимися на полке. Для других результатом оказался комплект документации, полученный при сертификации на ИСО, либо набор формализованных должностных инструкций и/или упорядоченный документооборот.
При изменении стратегии компании часто требуется изменение соответствующей части бизнес-системы и только после этого (или параллельно с этим) бизнес-процессов |
Но имеет ли это отношение к бизнес-процессам? И да, и нет. Безусловно, описание данного понятия может быть полезно само по себе, а отдельные его процедуры так или иначе связаны с документами. Любой процесс можно оптимизировать за счет устранения задержек и сокращения задействованных ресурсов. Ответить на поставленный выше вопрос можно, только опираясь на четкое понимание того, какие цели мы преследуем, рассматривая бизнес-процессы.
Для начала необходимо определить, что такое процесс. Из множества определений, пожалуй, наиболее корректным является следующее: процесс — это единица потребления ресурсов при выполнении некоторой работы. Соответственно, бизнес-процесс — совокупность различных видов деятельности, в рамках которой используется один или несколько ресурсов, в результате чего создается продукт, представляющий ценность для потребителя.
Следующим элементом, которому необходимо уделить внимание, является бизнес-система. Сегодня многие из руководителей предприятий и консультантов пришли к пониманию того, что бизнес-процессы должны быть нацелены на реализацию стратегии. Но в большинстве своем они упускают из виду бизнес-систему, которая является набором управленческих методов, методологий, применяемых в хозяйственной деятельности.
Бизнес-система — это тот фундамент, на котором базируются бизнес-процессы и стратегия компании. Это корпоративные стандарты (политика), нормативная база, принципы и методы принятия решений, в том числе стратегических.
Часто руководители забывают о том, что стратегия — это не просто установленная цель, а конкретный план ее достижения, прошедший экономическую оценку (наряду с другими альтернативными стратегическими планами), в рамках которой он и является самым оптимальным. Дело в том, что достичь одной и той же цели можно различными способами, но стоимость использования каждого из них разная. Для достижения поставленных целей можно применить различные стратегии, но стоимость каждой из них будет своя. Выбрать оптимальную возможно только используя бизнес-систему, в частности методы управленческого учета, принципы принятия стратегических решений. При изменении стратегии компании часто требуется изменение и соответствующей части бизнес-системы и только после этого (или параллельно с этим) бизнес-процессов. В качестве первого примера, рассмотрим работу машиностроительного предприятия.
Изначально оно было ориентировано на серийный выпуск оборудования для пищевой промышленности и хранения зерновых. Изменение условий рынка привело к необходимости трансформации стратегии и перехода от серийного производства на склад к единичному позаказному изготовлению. Кроме того, возросла необходимость предоставления расширенного сервиса, многие клиенты оказались заинтересованы не только в покупке оборудования, но и в получении комплексного решения. С точки зрения формирования стратегических целей, было сделано совершенно правильное заключение о необходимости ориентироваться на продукцию, выпускаемую в соответствии с техническими условиями заказчика, требованиями которого стали максимально сжатые сроки производства изделий (включая и время коммерческой проработки заказа) и оптимальная цена.
Очевидно, что изменение стратегий требует согласованного изменения практически всех бизнес-процессов, но рассмотрим только несколько из них, а именно: «Управление сбытом», «Планирование и прогнозирование» и «Разработка нового продукта».
Бизнес-процесс «Управление сбытом» состоит из подпроцессов «Проработка заказа» и «Оформление заказа». Первый выполняется следующим образом.
-
Шаг 1. Регистрация требований заказчика и согласование с возможностями производства.
-
Шаг 2. Формирование ценового предложения.
-
Шаг 3. Согласование коммерческого предложения с заказчиком.
В случае серийного производства на склад. Сотрудник, выполняющий эти шаги, регистрирует перечень необходимой продукции, просматривает в прейскуранте соответствующие позиции и формирует цену на заказ с учетом возможных скидок в рамках своих полномочий. Конструкторско-технологическая подготовка изделия, нормирование и расчет плановой себестоимости осуществлены при запуске в серию и практически не требуют изменений. В принципе, можно считать, что этап «Коммерческое предложение» завершен, и приступать к подпроцессу «Оформление заказа».
В случае единичного позаказного производства. На первом этапе сотрудник должен сформировать собственно предмет заказа. Как уже упоминалось ранее, стратегия предприятия ориентирована на максимальное удовлетворение требований клиента, что предполагает определенные вариации в готовой продукции. Кроме того, она отсутствует на складе. Следовательно — необходимо определить сроки ее готовности. Шаг второй подразумевает в этом случае перерасчет плановой себестоимости в процессе формирования ценового предложения. Ну и, наконец, на третьем этапе сотрудник должен иметь возможность оперативно пересчитать данные, полученные в результате первых двух шагов в процессе переговоров с клиентом, так как, с одной стороны, ему необходимо сформировать конкурентную цену, а с другой — не допустить, чтобы она стала ниже себестоимости.
Как правило, в случае реализации таких стратегических целей предприятие шло по самому простому пути, суть которого заключалась примерно в следующем: за основу брались стандартные изделия, затем подключался технический отдел для осуществления изменений в них, что вызывало необходимость постоянного нормирования труда и материалов, а также пересчета плановой себестоимости для каждого заказа. Это был своего рода реинжиниринг бизнес-процесса или, точнее, механическое изменение. Нормирование и ценообразование, которое выполнялось ранее один раз в несколько лет, стало осуществляться применительно к каждому заказу. Однако на этапе коммерческого предложения это не привело к изменению бизнес-системы — сохранились принципы и методы формирования состава и цены изделия, присущие серийному производству.
Полученная схема работы представлена на рис. 1. Длительность выполнения шагов, безусловно, зависит от сложности продукции, степени вариабельности и ряда других качеств. Но можно сделать общий вывод: применение методов, достаточно успешно работавших при серийном производстве на склад, к единичному позаказному изготовлению приводит к значительному увеличению трудоемкости работ, неоправданному использованию ресурсов (не все предложения завершаются подписанием контракта) и, как следствие, к росту издержек производства. Еще один значительный отрицательный фактор — чрезвычайная инертность процесса формирования заказа.
Но следует отметить, что провести даже предварительное встраивание в производственные планы (оценку мощностей и потребностей в материалах) достаточно проблематично (неизвестна вероятность окончательного подтверждения заказа). Поэтому такой важный аспект в реализации данного подпроцесса опущен.
Рис. 1 Проработка заказа без изменения бизнес-системы
При реинжиниринге бизнес-процесса или его оптимизации, проводимых по формальному типу, создастся его (бизнес-процесса) описание «По состоянию «Как есть», в котором будет зафиксирована последовательность всех операций, время выполнения каждой из них и подготовлено описание «По состоянию «Как должно быть». На этом этапе прозвучит предложение отказаться от некоторых операций, а длительность других сократить до минимума. Как максимум будет предложена и даже, возможно, внедрена некоторая информационная система, автоматизирующая выполнение всех этих действий. Теперь давайте рассмотрим другую схему организации этого же процесса, представленную на рис. 2, и сравним ее со схемой на рис. 1.
Рис. 2. Проработка заказа в условиях изменения бизнес-системы
Следует отметить, что дополнительно в процесс подготовки предложения добавлена возможность предварительного встраивания в производственные планы.
В чем же отличия этих двух вариантов реализации бизнес-процесса? Они заключаются именно в изменении бизнес-системы. Рассмотрим их более внимательно. Схема на рис. 1 опирается на принципы так называемой «Разработки под заказ», и изменения методологий (бизнес-системы) в этом случае практически не требуются. Организовать эту схему, в отличие от схемы на рис. 2, гораздо проще. Каждая нестандартная ситуация решается в момент возникновения, методами ручного управления.
Вторая схема опирается на так называемую модель конфигурирования. Ее можно представить в виде конструктора, который позволяет собрать любую необходимую фигуру из отдельных элементов.
Подготовка бизнес-системы (рис. 2) требует значительных затрат сил, связанных с необходимостью разработки модельных рядов, схем конфигурирования, вариантов компоновки и опций, нормативов и т. д.
Однако разработка такой модели создаст основу для формирования бизнес-системы не только подпроцесса «Проработка заказа», но и практически всех остальных бизнес-процессов предприятия, а также станет фундаментом для полноценного внедрения ERP-системы.
С чем это связано? Прежде всего, с тем, что процесс «формирования заказа» способом конфигурирования требует увязки каждого элемента с нормативами расхода материалов и затрат труда. Применение такой методологии (например, стратегии «Сборка на заказ» или методов проектного управления), при необходимости, позволяет изменить бизнес-процессы «Управление производством» и «Планирование и прогнозирование».
Для последнего использование такой модели позволит применить методологию APS (является продолжением MRP-II), что даст возможность осуществлять перепланирование в реальном масштабе времени. В свою очередь это позволяет непосредственно в рамках бизнес-процесса «Управление сбытом» при конфигурировании заказа получить плановую дату его готовности с учетом реальной загрузки предприятия, а также плановые показатели затрат. Использование этих методов коренным образом меняет «Управление закупками» и «Управление запасами». Главные выводы, которые можно сделать из приведенного примера, следующие:
-
для того чтобы изменения, вносимые в структуру бизнес-процесса, можно было считать реинжинирингом, изменение результатов процессов должно быть значительным и обеспечивающим достижение реальных конкурентных преимуществ. Все остальное — обычная формализация, следствием которой является простое описание текущего состояния бизнес-процессов. Оптимизация принципиально не отличается от формализации и преследует некоторое улучшение характеристик выполняемых процедур в рамках процесса;
-
как правило, реинжиниринг бизнес-процессов связан с необходимостью трансформации бизнес-системы или является следствием этого изменения;
-
проведение формализации или оптимизации бизнес-процессов целесообразно только для устоявшегося бизнеса, система которого полностью соответствует выбранной стратегии. В других случаях применение реинжиниринга может принести гораздо большие выгоды;
-
в период бурного роста компании ни в реинжиниринге, ни в формализации, ни в оптимизации бизнес-процессов, как правило, нет необходимости;
-
внедрение полноценной ERP-системы чаще всего вызывает изменение бизнес-системы и приводит к необходимости реинжиниринга.