Узкий проход
Воронка продаж как инструмент прогнозирования
Вегетий
Татьяна Ринк,
руководитель направления «управление продажами»
украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»
Вход и выход
Еще год назад компании составляли два варианта прогноза: оптимистический и сверхоптимистический. Сегодня имеет смысл составлять как минимум четыре варианта прогноза продаж:
- оптимистический;
- реалистический;
- пессимистический;
- при точке безубыточности (ватерлиния).
|
Рис. Сценарии прогноза продаж |
Зачем так много, если сценарий факта только один и, скорее всего, он не совпадет на 100% ни с одним прогнозом? Оценивая ситуацию сегодня по различным сценариям прогноза, компания заранее прорабатывает план своих действии (модель поведения) и даже при оправдании наихудших прогнозов знает, как себя вести, и в текущем режиме продолжает деятельность. Компании, не имеющие сценариев прогноза и моделей поведения, перманентно живут в антикризисном менеджменте.
Современное развитие экономики и IT-технологий позволяет выбирать различные методы прогнозирования продаж. Укрупнено они делятся на:
- фундаментальные (субъективные: методы экспертных оценок, прямого счета и т. д.);
- технические (объективные: экономико-математического моделирования, скользящие средние, индексные и т. д.).
Выбор метода прогнозирования зависит от различных факторов, одним из которых является модель продаж, присущая компании и сфере ее бизнеса. К типовым моделям продаж относятся прямые продажи, отдел сбыта, сервисный центр, управление торговыми представителями и розничные продажи. В частности, для модели прямых продаж характерно следующее:
- продажа осуществляется напрямую клиенту;
- решение принимается от двух недель до полугода (иногда больше);
- процесс продажи состоит из нескольких этапов;
- отрасли: консалтинг, поставки сложного
- оборудования, риелторские услуги, подбор персонала и др.
Схематично процесс продажи выглядит так, как представлено на рис. Визуально множественный вход и выход клиентов в процесс продажи похож на воронку, а потому данный инструмент так и называется — воронка продаж. Последняя в прямых продажах используется и как инструмент прогнозирования.
|
Рис. Воронка продаж |
По этапам
К примеру, наша компания оказывает услуги по обучению иностранным языкам. Цикл переговоров с клиентами составляет от 1 до 3 месяцев. Средний коэффициент завершения сделок составляет 20% (рассчитывается как количество клиентов на этапе «Продажа» : количество клиентов на этапе «Выяснение потребности, оценка потенциала клиента»). В компании возникает вопрос: какие методы прогнозирования продаж можно использовать, и как с помощью этого же метода влиять на результат продаж?
На первом этапе определяем вход и выход в воронку продаж, что очень индивидуально для компании. Например, в ритейле на входе сложно включить в воронку продаж всех клиентов, узнавших о компании (подробнее о прогнозе продаж в розничной торговле см. в № 3’2008, стр. 58), в то время как в прямых продажах в данной ситуации такая фаза легко идентифицируется. Входом будут клиенты, обратившиеся в компанию впервые, а также те, к которым обращается менеджер (холодные звонки). Неоднозначным вопросом является выход из воронки продаж. Это может быть как поступление денег на текущий счет, так и подписание акта выполненных работ, который будет подписан только через 6 месяцев (по истечении срока обучающих курсов). Компания определила для себя, что выходом из воронки продаж является факт получения денег на текущий счет.
Какое количество этапов необходимо выделять в воронке продаж? Процесс продажи может насчитывать большое количество этапов (более 30), но включать их все в воронку не стоит. Следует выделять не более 5—6 этапов, каждый из которых на выходе имеет конкретный результат (коммерческое предложение, договор и т. д.) либо по его окончании статус клиента кардинально меняется. Большее количество этапов не позволит сфокусироваться на самых значимых (картина будет размыта лишней информацией), меньшее — будет отражать результаты в общем и сделает невозможным качественное управление процессом продаж. Воронка продаж в нашей компании имеет вид таблицы.
Этап |
Длительность этапа, дней |
Количество клиентов
|
Ожидаемый доход, грн
|
Вероятность успешного завершения сделки, %* |
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Выяснение потребности, оценка потенциала клиента |
5
|
100
|
950000
|
20 |
Презентация |
20
|
80
|
760000
|
25 |
Согласование объема, условий работ, Коммерческого предложения |
30
|
40
|
380000
|
50
|
Согласование Договора |
20
|
30
|
285000
|
68
|
Продажа |
15
|
20
|
190000
|
100
|
* Количестве клиентов из этапе «Продажа»: количество клиентов на каждом этапе.
|
Как на основании предоставленных данных составить прогноз продаж? Предположим, что 1 сентября в компанию обратилось 100 потенциальных клиентов, интересующихся 3-х месячными курсами английского языка. Средняя сумма сделки с такими клиентами составляет 6000 грн. Средний цикл продажи клиенту — 3 месяца (от первого контакта до момента поступления денег).
Этап |
Выяснение потребности, оценка потенциала клиента |
Презентация
| Согласование объема, условий работ, коммерческого предложения |
Согласование договора
|
Продажа |
Окончание этапа |
05.09
|
25.09
|
25.10
|
14.11
|
29.11
|
Количество клиентов (с учетом вероятности завершения сделки) |
100
|
80
|
40
|
30
|
20
|
Прогноз продаж | 100 клиентов х 6000 гри х 20% я 12000 грн (продажа должна совершиться через 85 дней) | 80 клиентов х 6000 грн х 25% = 120000 грн (продажа должна совершиться через 65 дней) | 40 клиентов х 6000 грн х 50% = 120000 грн (продажа должна совершиться через 35 дней) | 30 клиентов х 6000 грн х 67% = 120000 грн (продажа должна совершиться через 15 дней) | 20 клиентов х 6000 грн = 120000 грн |
Суммируя данные по конкретному клиенту, этапу, на котором он находится, по компетенции, к которой он обратился, зная длительность каждого этапа работы с клиентом и вероятность удачного завершения сделки на каждом этапе, мы получим общую картину по прогнозу продаж для компании. При этом данный метод позволяет выделить рычаги влияния на конечный результат (продажи) и управлять ими. Находим в воронке продаж «узкое место». Вносим коррективы (исправляем коммерческое предложение, проводим тренинги по презентации или дожиму и т. д.). Если недостаточное наполнение воронки продаж, контролируем количество холодных звонков, встреч, переговоров менеджеров и т. д.
Наиболее «узким местом» в работе с клиентами в данной компании является этап «Согласование объема, условий работ, коммерческого предложения», так как только половина клиентов, дошедших до этого этапа (80 клиентов), переходят к следующему этапу (40 клиентов). Следовательно, компании необходимо уделить особое внимание работе с клиентами на указанном этапе.
В критической рыночной ситуации составления прогноза, определение оптимального метода прогнозирования еще более важны и необходимы, так как это дает руководству реальный инструмент прозрачного управления процессами продажи как наиболее важными процессами компании. Ведь зарплату нам платит только довольный клиент :) !
В сложившейся рыночной ситуации мы часто слышим тезис, что прогнозирование продаж — вещь неблагодарная и бесполезная, а большая часть прогнозов в реальности не выполняется. Позволим себе не согласиться. Когда у компании имеется прогноз продаж (пусть впоследствии и не совпавший с реальностью на 100%), можно планировать свою деятельность на определенный период (месяц, квартал, год). В рамках данного плана следует заранее проработать модель поведения компании при различных вариантах развития событий и реализации одного из сценариев прогноза. К слову сказать, в некоторых японских компаниях горизонт стратегического планирования составляет 150 лет! И ни смена поколений, ни множественные изменения в экономике тому не помеха.