+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Предвидя резервы...

Планирование в страховой компании 

Кроме автогражданки,
нас ожидает еще одно нововведение —
обязательное страхование квартир.
Зачем? Представьте:
в окно вашей хрущебы влетает Мерседес.
Как вы докажете, что вы его не обгоняли
и не подрезали, если у вас нет полиса?
Анекдот 
Татьяна Юхно, ведущий консультант украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»

Система планирования на предприятии — это необходимый инструмент управления, который позволяет прогнозировать будущее, делает бизнес прозрачным, помогает изыскать резервы для роста. Из данной статьи вы узнаете о возможностях построения системы планирования в страховой компании.

Татьяна Юхно,
ведущий консультант украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»



Особенности

Планирование в страховом бизнесе имеет ряд своих особенностей. Основные методы планирования в страховании применяются, исходя из вероятностной оценки будущего состояния, основанной на статистических данных прошлого и настоящего периодов. Такая методика значительно сокращает ручное планирование, а также снижает риски влияния инфляции, колебаний курсов и т. д.

Начать построение системы планирования следует с описания бизнес-процесса: кто (подразделение), когда (срок, время), на основании чего (информация/документ) планирует и кому (подразделение) передает далее информацию. Такое описание лучше всего проводить в удобном графическом редакторе, чтобы все участники процесса могли наглядно с ним ознакомиться и одинаково понимать процесс. Например, часть бизнес-процесса «Планирование» может выглядеть так, как представлено на рис. 1.

Планирование большинства статей в страховании осуществляется на основании матмоделей. Укрупненно схему формирования основных показателей можно отобразить на рис. 2

Схема формирования основных показателей страхово компании

Валовые страховые премии

Валовые страховые премии

Данный показатель планируется вручную и включает в себя планируемые к реализации страховые услуги, количество полисов по каждой из них, среднюю премию на полис. Если сложно запланировать в разрезе всех страховых услуг, тогда следует планировать обобщенно, по их группам. На основании данных по валовым страховым премиям можно уже автоматически сформировать РНП, объем предстоящих аквизиционных расходов, расходы на техассистанс, объемы списания бланков полисов, долю перестрахования в премиях и, соответственно, долю перестраховщиков в РНП. Расчет перечисленных показателей происходит автоматически, потому что зависит от определенных коэффициентов, которые сложились по результатам прошлых периодов. Например, коэффициент аквизиционных расходов представляет собой соотношение выплаченных премий страховых агентов в прошлом периоде по отношению к валовым страховым премиям последнего. Также по определенным алгоритмам можно рассчитать и прочие плановые статьи. Исходя из бюджета по страховым премиям можно запланировать бюджет валовых страховых выплат, которые, в свою очередь, формируют регрессы и расходы по их урегулированию (рис. 3).

Бюджет валовых страховых выплат

Затем от запланированных объемов реализации полисов важно определить, как будет в плановом периоде изменяться РНП и, собственно, объем заработанных премий. Тут нужно, во-первых, определиться с методом списания резервов - 1/365, 1/24 и пр.

Во-вторых, чтобы в модель можно было заложить возможность такого списания, необходимо, чтобы структура страховых услуг отражала в себе также сроки действия полисов. К примеру, структура обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) может выглядеть так: ОСАГО 1 мес, ОСАГО 6 мес, ОСАГО 12 мес. и т. д. От указанного срока уже не составляет никакого труда правильно посчитать все списания резервов и заработанные премии.

Следовательно, самое главное - это правильно спланировать основополагающий бюджет валовых страховых премий. Форма внесения плановых данных также немаловажна - она должна быть удобна пользователям и в то же время позволять хранить в себе все данные для автоматических расчетов. Например, указанная форма может иметь вид рис. 4.

Форма внесения плановых данных бюджета валовых страховых премий


Основные параметры «зашиты» в самой карточке плановой страховой услуги: срок действия, % расходов на техассистанс, % передачи в перестрахование, % регрессов к убыткам и т. п. Кроме обозначенных выше автоматических расчетов, от заданных показателей можно спланировать и поступления денежных средств, и оплату всех рассчитанных расходов.

Финрезультат

Формирование финрезультата в страховом бизнесе процесс сложный: полис - это не отгруженная продукция и по факту проданные полисы на протяжении срока своего действия, а это год и более, генерируют возникновение доходов (заработанных валовых премий), изменение РНП, доли в нем перестраховщиков и других расходов. Исходя из данных особенностей, планируя год с января по декабрь, при этом начиная процесс планирования еще в октябре, необходимо учитывать три составляющие (рис. 5)

Формирование финрезультата в страховом бизнесе

  • фактически проданные полисы и действующие в плановом периоде;
  • запланированные полисы к реализации в 4-м кв. текущего года и действующие в плановом периоде;
  • плановые реализации полисов в будущем году.

Только так можно правильно спрогнозировать финрезультат. Кроме этого, необходимо предусмотреть алгоритм внесения корректировок в плановые данные. Это обусловлено тем, что по мере «проживания» месяц за месяцем фактическая реализация полисов может отличаться от запланированной и, соответственно, тянуть за собой изменения в списании резервов, формировании заработанных премий и прочих статей в будущих периодах.

Резюмируя написанное

Хотим подчеркнуть, что правильно выстроенная система планирования в страховой компании позволит вам управлять будущим, а не прошлым, принимать упреждающие управленческие решения, развивать ваш бизнес, а значит всегда быть на шаг впереди конкурентов.

Источник: журнал «Управленческий учет и бюджетирование» №8 (32) 2010