58
Array ( )
Россия: Москва Санкт-Петербург
Контакты
в регионах
Контакты в регионах
Свернуть
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияСанкт-Петербург тел: +7 (812) 335-04-88 e-mail: info@intalev.ru
+7 (495) 223-27-93
info@intalev.ru
Услуги
История успеха

ТЕЛРОС
Олег Брянцев, заместитель директора по экономике.

«......как следствие, это устойчивый рост выручки порядка 25-30% в год и качественные изменения структуры организации... »

Читать
Все отзывы

Распродажи не помогают

Ведомости

Автор: Елена Виноградова

Комментарии: Алексей Федосеев
Генеральный директор Группы компаний «ИНТАЛЕВ»

Опубликовано: Ведомости (№82 (2352) 2009)

Федеральное государственное учреждение «Объединение «Росинформресурс» в марте — апреле 2009 г. изучило цены в крупных городах Центрального федерального округа и проинтервьюировало 80 владельцев и менеджеров сетевых и независимых магазинов, чтобы понять, как кризис повлиял на работу розницы.

Как оказалось, за это время цены в магазинах выросли сильнее, чем показывал индекс потребительских цен Росстата. Государственная статслужба отметила, что к апрелю 2009 г. продовольственные товары подорожали в сравнении с декабрем 2008 г. на 5%, одежда и белье — на 3,3%, бытовая техника и электроника — более чем на 4%. Мониторинг «Росинформресурса» выявил за то же время в Центральной России рост цен на продукты в среднем на 9% (в лидерах здесь чай и кофе, цена на который в отдельных городах выросла на 35%), а одежда и бытовая техника стали дороже на 12% (см. график). Признавая значительный рост цен, ритейлеры говорят о меньшем падении продаж, чем Росстат. По его данным, оборот розничной торговли продуктами к марту по сравнению с декабрем снизился на 18,7%, а работники торговли говорили о среднем снижении продаж продуктов на 9%. Падение реализации непродовольственных товаров они оценивали от 13% (бытовая химия) до 33% (обувь). Росстат зафиксировал общее снижение товарооборота непродовольственных товаров на 26%.

Секретная прибыль

Выяснить, как кризис повлиял на прибыль ритейлеров, «Росинформресурсу» не удалось — респонденты отказывались говорить об этом даже в анонимных интервью, признается руководитель отдела региональных исследований объединения Светлана Ермак. Но Алексей Федосеев, гендиректор группы «Инталев», устанавливающей автоматизированные системы управления ритейлерам по всей России, знает, что до кризиса у федеральных розничных компаний рентабельность по EBITDA доходила до 7% (у X5 Retail Group в 2008 г. — 9%, у «Магнита» — 7,5%), а у эффективных региональных операторов приближалась к 20%, а теперь у всех ритейлеров маржа сократилась минимум вдвое. И не только за счет падения продаж. Раньше чуть ли не половину прибыли небольшим региональным сетям обеспечивали ретро-бонусы, плата за вход и размещение на полках, говорит Федосеев. Теперь же многие вынуждены отказываться от этих сборов. Например, сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, в этом году полностью освободили от таких платежей поставщиков сельхозпродукции.

* * *

Вдвое эффективней

Ритейлеры и сами признают невысокую эффективность скидок — в списке самых удачных антикризисных решений распродажи заняли лишь шестое место. А на первом — изменение должностных обязанностей персонала. Ритейлеры говорили, что существенно сократили издержки, передав одному сотруднику обязанности и мерчандайзера, и продавца, приводит пример Ермак. Следующая по эффективности мера — сокращение расходов на логистику и упаковку, затем — сокращение штата. Например, «Эльдорадо», чтобы противостоять кризису, изменило соотношение управленцев и продавцов в компании с 1:9 до 1:18, передал через пресс-службу гендиректор сети Игорь Немченко. Раньше ритейлеры стремились расти за счет открытия новых магазинов, сейчас на это нет средств и предпринимателям остается повышать эффективность работы существующих магазинов, например сокращать расходы на логистику, составляющие до 20% в общем объеме затрат компании, добавляет Федосеев из «Инталев». Хорошо повышает продажи реклама — но как антикризисную меру ее, судя по исследованию «Росинформресурса», используют только владельцы обувных магазинов. В обувном сегменте самая высокая конкуренция и самое большое падение спроса — 33% в I квартале. «Сначала компании вводили меры, которые считали нужными, а уже потом оценивали, что эффективно, а что нет», — объясняет несоответствие в двух списках Ермак.

Полный текст статьи