Мишени с умом.
Цели должны отвечать требованиям SMART-модели. SMART
по-английски значит «умный», мнемоническое правило — цели должны быть
«умными»:
S
pecific/simple
— ясные и простые.
M
easurable
— измеряемые или оцениваемые.
A
ggressive yet achievable
— амбициозные, но достижимые.
R
elevant and realistic
— релевантные той стратегической инициативе или
направлению повышения эффективности, которые вы намерены реализовать,
реалистичные с точки зрения усилий и требуемых ресурсов.
T
ime-bound
— с определенными временными границами.
Установив цели, их проверяют на соответствие критериям SMART — все, что им
не соответствует, должно быть исправлено, иначе вы рискуете получить цели,
которые не могут быть достигнуты в силу того, что окажутся непонятными, или
неизмеряемыми, или нереалистичными, или не иметь срока достижения.
Но забегая вперед скажем, что требования SMART являются необходимыми, но
далеко не достаточными для формулировки цели. Ведь в этой формулировке нет
требований по взаимоувязке и иерархии целей между собой, а это обязательно
должно быть.
Как вы лодку назовете…
Если цель — это результат, люди всегда хотят по-
нять, какую задачу надо решить для его достижения. То есть формулировка цели
в таком случае носит формат задачи: чего следует достичь? Например, отдел про-
даж должен в результате своей работы за период иметь больше прибыльных кли-
ентов, чем в предыдущем периоде. Можно просто указать желаемое количество,
а можно поставить задачу: увеличить количество прибыльных клиентов до …шт.
Формулировка задачи может осуществляться одним из двух способов:
• глаголом в повелительном наклонении: увеличить, сократить, максимизировать;
• отглагольным существительным: увеличение, сокращение, максимизация.
Соединяя формулировку задачи с предметом, получаем описание качественно-
го состояния планируемого результата:
• Увеличение прибыли.
• Сокращение времени обслуживания клиентов.
35
Глава 1 | Навигация