Стр. 36 - Bitva_lores

Упрощенная HTML-версия

большое количество различных методик постановки целей. Начиная от методи-
ки PATTERN, прародительницы всех «деревьев целей», до Balanced Scorecard —
еще недавно одной из наиболее технологичных методик постановки целей.
Но активное продвижение этих методик породило у большинства менеджеров
впечатление, что система целей компании — нечто чрезвычайно запутанное,
сложное и трудоемкое, а потому —штука больше теоретическая, чем практиче-
ская. А в тех компаниях, которые попытались эту «множественность» реализо-
вать, балансировка целей была весьма условной. Чаще всего цели обеспечивали
локальную оптимизацию тех или иных функциональных областей деятельно-
сти.
А между тем давно известно, что локальные оптимумы— злейшие враги эффек-
тивности компании в целом. Концентрация внимания на достижении «местеч-
ковых» улучшений может приводить к нежелательным, а то и опасным послед-
ствиям для организации в целом.
Поэтому при постановке целей компании самое важное помнить, что в любой
момент времени у компании есть только ОДНА главная ЦЕЛЬ. И все остальные
должны работать на ее достижение. Все остальные — это цели-средства или
цели-ограничения.
Главная цель может быть финансовой или нефинансовой, неважно. Но она всег-
да одна.
И все, что делает компания, должно быть направлено на достижение цели. Чем
больше компания продвигается к достижению цели за единицу времени, тем
больше ее эффективность, тем лучше она работает.
Итак, повторяем: цель верхнего уровня должна быть всегда только одна,
например:
• Стоимость компании, или
• Отдача на капитал (инвестированный собственником в предприятие)
Цели краткосрочного периода, такие как:
• рост продаж;
• захват доли рынка;
• выход из кризиса,
фактически являются средствами для достижения основной цели.
34
Битва за эффективность