100 рублей и выполнят всю работу, чем такой же объем сделают 10 работников
по 20 рублей. Хотя бы потому, что на меньшее число людей и накладных рас-
ходов меньше. Именно поэтому предприятия с раздутым штатом и низкими за-
работками сотрудников (такой подход распространен у руководителей старой
закалки с советским менталитетом) менее конкурентоспособны, чем аналогич-
ные с меньшим числом персонала, но более высоким уровнем оплаты труда.
Если на ФОТ отведена конкретная сумма, дайте возможность руководителю
определить, сколько ему нужно сотрудников и с какой зарплатой для достиже-
ния планового результата с экономичностью в пределах планового ФОТ. А он
определяется в экономической модели, поэтому данная «свобода» не создает
угрозы прибыльности организации.
Управление ФОТом персонала.
Следующий шаг повышения эффективно-
сти состоит в том, чтобы выделить в организации центры маржинального дохо-
да и прибыли и дать их руководителям возможность самостоятельно определять
размер ФОТ по определенным правилам. В отличие от первого шага, в данном
случае руководитель может сам устанавливать не только пропорцию между
«количеством и ценой» при фиксированной сумме ФОТ, но и сам размер ФОТ,
эффективный для требуемого результата. Руководитель будет сам прилагать
максимальные усилия к результативности и экономичности, если будет знать о
наличии премии от результата и достигнутой экономии.
Достигается это снова исключительно экономическими методами, т. к. любые
другие неестественны и ведут не к повышению эффективности, а к иным целям
(то есть снижению эффективности).
Любая прибыль в экономике — это доходы минус расходы. Для этого вводят-
ся нормативы расходов на ФОТ от результата работы ЦФО. Например, как про-
цент с доходов или маржи, прибыли. Особенно эффективно такую меру вводить
в подразделениях, оказывающих услуги (внутри предприятия или на сторону).
К ним относятся отделы продаж (не забываем, что в советское время торговля
относилась к сфере услуг), маркетинга, экономической безопасности, разработ-
ки и НИОКР, собственно производство услуг. В них бывает достаточно сложно
объективно определить необходимую численность персонала: руководитель
239
Глава 6 | Стимулирование персонала