ее величины, учитывает объем продаж. Например, главный инженер получает
премию в зависимости от показанной им эффективности производства, а вот
ее размер, скажем, составляет 1% от объема продаж. И тогда главный инженер
понимает, что ему необходимо добиться эффективности производства, и прямо
или косвенно воздействовать на рост выручки. Но не будет у него эффективно-
сти производства — каким бы ни был объем продаж, премии не жди. Это будет
тогда исключительно заслугой других служб, вклада главного инженера тут нет.
Регулярность начисления и выплаты премии.
Регулярность начисле-
ния премии должна определяться периодом, в течение которого проявляется
результат, положенный в основу премирования. А с другой стороны, он должен
быть соразмерен горизонту планирования сотрудником своей трудовой деятель-
ности и доходов, т. к. перспектива ожидания премии в течение десяти лет мало
кого устроит. Обычно чем ниже уровень позиции в оргструктуре, тем меньше у
занимающего ее человека этот горизонт планирования, т. к. он меньше знает и
меньше способен влиять на будущую деятельность, и тем выше оказывается его
зависимость от текущих доходов.
Для каждого вида премии должен быть определен период подведения итогов:
месяц, квартал, полугодие и т. д. Необходимо учесть также сезонность бизнеса
компании, чтобы ощутимые выплаты премий не наносили удара текущей опе-
рационной деятельности. Например, премия может выплачиваться по результа-
там высокого сезона, когда компания получила основную выручку, и, допустим,
несколькими частями ежемесячно для сглаживания влияния на оборотный ка-
питал.
Но все такие расчеты делаются после составления и принятия экономической
модели, на основании четкой полной картины ожидаемых величин доходов и
расходов организации.
231
Глава 6 | Стимулирование персонала