Стр. 230 - Bitva_lores

Упрощенная HTML-версия

показателей к результирующим окажется сильно ниже планового, т. к. на по-
следние стимула будет недостаточно.
Что же делать, когда эти показатели действительно отложены на будущее, а на
уровне ежемесячного контроля видны только опережающие показатели? Тут
главным становится как-то поддержать деятельность сотрудника, послать ему
сигнал о правильности или неправильности его усилий. Опережающие показа-
тели деятельности сотрудника однозначно необходимо отслеживать. Но за их
достижение следует не премировать, а применять нематериальное стимулиро-
вание и при необходимости (в случае недостижения) — административное воз-
действие.
Спортсмена премируют за результаты на соревнованиях, а не за хорошее
участие в тренировках и выигрыши в товарищеских играх.
Баланс стимулирования и контроля.
В процессе выполнения основное
внимание к деятельности сотрудника привязано к его опережающим показате-
лям. Управленец контролирует опережающие показатели и при необходимости
воздействует на подчиненных: где личной беседой, где на рабочей планерке от-
метит ударников и отстающих, где переводом на другой участок, где согласова-
нием или нет заявки на отпуск за свой счет и т. д. Рычагов немало!
А система премирования привязана к результирующим показателям деятельно-
сти работника, которые для других могут быть опережающими показателями,
что опять же усиливает возможности управления результатом.
В этом смысле появляется сбалансированность: руководитель смотрит на по-
казатели текущей деятельности, работник также знает об этом и имеет норма-
тивы—нормальные значения таких показателей. Руководитель выполняет кон-
троль опережающих показателей. Но также идет и контроль результирующих
показателей, хотя бы потому, что от таких показателей зависит премия.
Выше был приведен пример опережающих и результирующих показателей
школьника: оценка по контрольной — оценка в четверти — и годовая оценка.
Продолжая тот пример, если бы потребовалось ввести систему денежного пре-
мирования, то бонусы вводились бы за пятерки в четвертях или даже только
по году, а не за отдельную контрольную. Результаты отдельной контрольной яв-
ляются поводом похвалить или обратить внимание, пожурить, вызвать родите-
лей, то есть проявить неденежное воздействие.
228
Битва за эффективность