40
Обзор подходов.
Все современные подходы к разработке системы премирова-
ния на основе показателей можно в итоге свести к следующему алгоритму.
Для каждого работника разрабатывается набор показателей, на достижение ко-
торых он будет стимулирован. Этим показателям присваиваются веса. В итоге
высчитывается средневзвешенный показатель. Например, выполнил норматив
по бегу — молодец, получаешь за это 1 балл; но проплыл медленнее нормати-
ва — не получаешь балл. Если бег важнее плавания в два раза, итого получается
(1 * 2 + 0 * 1) / (2 + 1) = 0,67 балла.
Если необходимо учесть показатели работы коллектива, для группы они разра-
батываются таким же образом: выделяется несколько командных (групповых)
показателей, на достижение которых влияет группа, и для них устанавливаются
веса.
Затем происходит установление итоговых весов между итогами индивидуаль-
ного и группового показателей.
По результатам работы оценивается, достигнут ли каждый показатель, и рас-
считывается итоговый средневзвешенный показатель выполнения, от которого
зависит премия. Все ноу-хау на этом и заканчивается, ничего лучше не приду-
мали.
Веса устанавливаются экспертно, другого способа тут нет.
С самими показателями дело обстоит сложнее: некоторые предлагают их вы-
рабатывать на базе функций сотрудника/подразделения. При этом, правда, ме-
тодика выработки самих показателей отсутствует и все сводится к вариантам из
серии «опросить, что делают люди, изучить процессы и выбрать показатели».
Что делает ремонтная бригада? Ремонтирует. Так, понятно, количество прове-
денных ремонтов и будет ее показателем. Как вы думаете, будет ли такая брига-
да заинтересована выполнять ремонты качественно, чтобы простоев было как
можно меньше, или некачественно, чтобы ремонтов было больше, ну а, следо-
вательно, и простоев? А что нужно предприятию? — Вот так при кажущейся
простоте выбора показателей можно построить систему стимулирования анти-
результатов, или систему антистимулирования, называйте как угодно. У нас так
Все руководители делают это
214
Битва за эффективность