Планы корректируются на основе статистики.
Заложив нереали-
стичный план и обнаружив, что он не реализовался, мы можем его скорректи-
ровать на основе статистики.
Вследствие такой коррекции планы становятся более точными, потому что под-
держиваются статистической закономерностью. Если же они занижены, спасет
та же статистика. На первый взгляд, для повышения эффективности надо за-
низить плановое значение результата. И, будь такая возможность у рядового
сотрудника или руководителя подразделения, именно так бы они и действова-
ли. Только вот планы устанавливают не они сами себе, а им — руководитель по
процессу! Руководителю же, когда план легко выполним и перевыполним, не-
обходимо его повышать: на 10, 20, 30%, если надо, на 100% и больше — до того
момента, пока он не станет трудновыполнимым. Так фирма постепенно придет
к ситуации, когда план реалистичен, но амбициозен.
Однако при старте нового бизнеса проблема в том, что статистики нет. В этом
случае придется на первом этапе исходить из представления, но каждый месяц
или квартал переделывать модель на основе статистики. Как говорят, в стрель-
бе главное стрелять кучно, остальное делается настройками прицела...
В установке корректных плановых данных помогает также знание лучших и
среднеотраслевых показателей эффективности.
Таким образом, через несколько циклов планирования организация выйдет на
понимание реалистичного, но амбициозного плана. Понятно, что это — осо-
бенно если планы изначально были занижены — понравится не всем. Вот что
ответил на подобное массовое недовольство управляющий одной из крупных
компаний: «Давайте исходить из того, что раз уж мы с вами согласовали планы,
значит и верх и низ, в той или иной степени, устроили плановые результаты
компании. Мы договорились. Те, кто с планами не согласен, могут попытаться
сменить место работы. Если мы утвердили заниженные планы, это проблема
управления, если вы подписались под завышенными — это ваши проблемы.
А поскольку мы договорились, то и проверка результатов будет проводиться в
сравнении с планами».
173
Глава 4 | Ключевые показатели эффективности