Стр. 160 - Bitva_lores

Упрощенная HTML-версия

Критерий правильности для показателей
экономичности.
Критерий правильности для
показателя экономичности — это адекватность вы-
бранного показателя для оценки расхода ресурса
при достижении цели оцениваемой деятельности.
Если выбрать неверный показатель расхода ресурса
(оценивать расход не того ресурса, который реаль-
но наиболее ограничен и ценен в процессе достиже-
ния цели), мы получим неверную оценку эффектив-
ности.
Ошибки с установкой показателей экономичности
бывают реже, т. к. расход ресурсов все же более оче-
виден, и тут наши менеджеры большие гуру по уста-
новке лимитов и ограничений. Хотя тоже возможны
ошибки. Допустим, возьмем элитного художника
(дизайнера, лектора, тренера и т. д.), чья продукция
пользуется высоким спросом. Ошибочно считать,
что для него показатель экономичности измеряется
в цене потраченных красок и холстов. Реально огра-
ничивающим фактором у него будет свое рабочее
время, и показатель экономичности состоит в объ-
еме расхода часов на единицу своей продукции.
Говорят, И. Айвазовский писал картину среднего
размера за два часа. Потрясающая экономичность! В
данном случае показатель экономичности измеряет-
ся в потраченных часах на одну картину. Но сама по
себе хорошая экономичность не означает достиже-
ние высокого результата, как было показано выше.
Имея только данные о скорости написания картин
художником, мы же не знаем, сколько всего картин
за свою жизнь он создал, поэтому о результативно-
сти говорить на основе имеющихся данных невоз-
можно. А вот зная, что всего за свою жизнь И. Айва-
зовский написал свыше 6000 картин, и сопоставив
это число с количеством произведений других ху-
дожников, можно говорить о результативности
*
.
Как правильно устанавливать верные значения по-
казателей, мы с вами поговорим дальше.
Иногда про людей (особенно учеников)
говорят: «способный, но ленивый». Что
это означает в терминах нашей модели?
Говоря «способный», обычно имеют в виду,
что человек, если захочет, может быстро
решить такую-то задачу, освоить новый
предмет. То есть он экономичный: затра-
чивает мало времени на освоение нового
знания. И иногда такое быстрое освоение
действительно проявляется. При этом в
силу лени человек не стремится освоить
много знаний и предметов, то есть его ре-
зультативность — низкая. Как следствие,
у него будет довольно низкая эффектив-
ность, и больших результатов в жизни ему
удастся добиться, только улучшив свою
результативность, то есть победив лень.
158
Битва за эффективность