Стр. 154 - Bitva_lores

Упрощенная HTML-версия

Результирующий показатель оценивает результат периода.
Хороший пример, позволяющий понять природу опережающих и результиру-
ющих показателей — учебный процесс в школе. В течение года ученик как-то
отвечает у доски, пишет контрольные, за все это получает оценки, на их осно-
ве — оценку в четверти, а на ее основании — за годовой курс обучения. Годовая
оценка — результирующий показатель. Но четвертная тоже: это результат чет-
верти. Оценка же за контрольную — показатель опережающий по отношению
к четвертной. А если мы пойдем еще выше, убедимся, что и годовая оценка —
опережающий показатель по отношению к отметке, которая пойдет в аттестат.
Таким образом, мы видим, что результирующий показатель отражает результат
определенного периода: год, четверть, общее время обучения в школе.
Результирующий показатель — это показатель окончания периода, отражаю-
щий некий совокупный результат. Но и он может быть опережающим для ре-
зультата более высокого уровня. У уровней результатов своя иерархия. И если
один результат входит в другой, значит, они растянуты во времени.
Основная сложность в том, что мы не знаем, какой будет результат, пока не за-
вершится период. Когда это произойдет, а результат нас не устроит, уже поздно.
Поэтому для управления нам нужно нечто, позволяющее предотвратить неже-
лательный результат. Это нечто и есть опережающие показатели.
Опережающий показатель возникает раньше, чем результи-
рующий.
Логическая и хронологическая связь факторов в целевой воронке
позволяет нам управлять будущим: по опережающему показателю мы видим,
каким будет результирующий, и еще можем на него соответствующим образом
повлиять.
В школе опережающим показателем служит четвертная оценка. Тройка в пер-
вой четверти — это сигнал: что-то не так. Если ничего не изменить, оценка в
году выше не станет. Значит, если цель — закончить год без троек, надо уделить
предмету больше внимания.
А в какой деятельности нет опережающих показателей? В такой, где ты не
управляешь результатом, то есть не имеешь факторов воздействия на него. На-
пример, в казино. Там опережающих показателей нет: результат каждого вра-
щения рулетки есть сразу итоговый результат, никак не связанный с последую-
щим розыгрышем.
Так что отсутствие управления по опережающим показателям превращает биз-
нес в казино. Может быть, результат будет получен, а может — нет.
152
Битва за эффективность