зультат: если изменить влияние фактора, то при прочих неизменных условиях
изменится результат.
И, получив ответ на этот вопрос, мы имеем некое количество драйверов, кото-
рые образуют первый уровень декомпозиции.
Наглядный пример, который уже приводился ранее, — прибыль, которая опре-
деляется соотношением доходов и расходов. Для одной и той же величины рас-
ходов увеличение доходов приведет к росту прибыли. Значит, доходы — безус-
ловный драйвер прибыли. Но это результат чьей-то деятельности, и его тоже
надо декомпозировать.
Аналогично и с расходами — для одной и той же величины доходов уменьшение
расходов приведет к росту прибыли. Значит, расходы тоже безусловный драйвер
прибыли. И тоже результат деятельности каких-то подразделений.
Далее надо аналогично ответить на тот же вопрос для каждого из драйверов
первого уровня — и мы получим драйверы на втором уровне декомпозиции.
И так необходимо идти до самого конца, пока не придем к элементарным фак-
торам, раскладывать которые уже нет смысла, так как при разложении далее не
сможем управлять их влиянием. Или они уже логически неделимы.
В соответствии со схемой, приведенной на стр. 107, у всей организации можно
предположить в качестве интегрального результата прибыль, у бизнес-направ-
лений —маржинальный доход как разницу между их собственными доходами и
прямыми расходами (то есть расходами, прямо относимыми на бизнес-деятель-
ность) каждого бизнес-направления. Сумма маржинального дохода всех биз-
нес-направлений пойдет на покрытие косвенных расходов (то есть общих рас-
ходов для всех бизнес-направлений, например общая логистика) организации
и формирование прибыли. Выходит, маржа бизнес-направлений — это второй
уровень декомпозиции интегрального результата всей организации.
Ниже уровня бизнес-направления будут результаты, которые формируются в до-
ходной и расходной областях деятельности, ибо мы опустились уже ниже уров-
ня расчета финансового результата, а значит, результаты разделились на доходы
и расходы. Это уже следующий уровень декомпозиции — третий.
115
Глава 3 | Целевая воронка