16
Как возникает
бизнес-эффективность?
Управление по целям.
Результат любой деятельности, с одной стороны,
определяется умением четко и правильно мыслить, с другой — воплощать
свои идеи в жизнь. Поскольку «гениальность» идеи можно проверить только
после ее реализации, именно способам воплощения всегда уделялось большое
внимание.
Технологии постановки, пересмотра и контроля целей легли в основу концеп-
ции, которая стала основой современного управления и называется «Управ-
ление по целям» (Management by Objective). Основоположником «Управления
по целям» является Питер Друкер. Именно он предложил делать оценку до-
стижения целей через ключевые показатели эффективности — KPI (англ. Key
Performance Indicators).
Термин переводится как «ключевые показатели эффективности» (КПЭ). КПЭ
позволяют производить контроль деловой активности сотрудников и компании
в целом в реальном времени, тем самым обеспечивая контроль выполнения
стратегии.
Но над тем, как определить правильные КПЭ, ломаются копья до сих пор. Для
коммерческого предприятия на верхнем уровне одним из них таковым счита-
ется прибыль, или рентабельность. Но какими будут КПЭ для подразделения,
сотрудника? Одним из наиболее распространенных на практике был подход,
когда так назывались любые показатели, просто установленные руководством
компании. Но на самом деле этот подход ничего не говорит нам о собственно
выработке показателей, а лишь «легализует» уже каким-то образом появившие-
ся. Только вот правильны ли они и что в реальности измеряют?
Но нам теперь просто с этим разобраться — в качестве КПЭ выступают те по-
казатели, которые влияют на эффективность предприятия. А это уже рассмот-
ренные в предыдущей главе результативность и экономичность. Таким обра-
зом, чтобы понять, эффективна ли деятельность, которую ведет организация,
подразделение или отдельный сотрудник, надо измерять их результативность и
экономичность. Они, собственно, и становятся КПЭ — ключевыми показателя-
ми эффективности.
Но о какой эффективности мы говорим?
Ключевые
показатели
эффектив-
ности —
система оцен-
ки достижения
стратегических и
тактических (опе-
рационных) целей.
74
Битва за эффективность