Любая цель предполагает ее достижение.
Если деятельность направ-
лена на получение результата, его достижение — это благоприятное явление,
ибо означает, что цель достигнута, о чем нам и свидетельствует ее показатель.
А цели можно как достигнуть, так и нет. Это свойство, или способность, кого
или чего угодно добиваться запланированного результата называют результа-
тивностью.
Поэтому первым измерителем эффективности должен стать уровень достиже-
ния поставленной цели. Измеряемый, как мы уже знаем, через показатели.
Оценка достижения цели.
Результативность — это оценка степени дости-
жения цели. Поэтому если перед коммерческим отделом нефтяной компании
была поставлена цель обеспечить такую-то реализацию бензина по АЗС, а перед
транспортным — развозку проданных нефтепродуктов, и они обе выполнены,
результативны оба подразделения. Но вот насколько?
Результативность измеряется процентом достижения цели. Показатель прямой:
чем больше, тем лучше. Если коммерческая служба обеспечила выручку на 25%
выше, чем планировалась, ее результативность равняется 125%, и это признак
успеха.
Не всегда возможно или целесообразно превышать 100% результативности, но
это уже к вопросу об установке целевых значений показателей и системе стиму-
лирования, о чем будет речь дальше.
Результативность
— показатель способности системы
(организации, подразделения, человека)
достигать поставленных целей
Резуль-
татив-
ность
48
Битва за эффективность
8