Стр. 24 - Bitva_lores

Упрощенная HTML-версия

Навигация по звездам.
В парусную эпоху все элементы управления на ко-
рабле были сведены в одно место, которое называлось «кокпит». Затем паруса
исчезли, но его название как места управления перешло на корабли новых вре-
мен. И теперь так называют приборную панель управления в любых системах
— в кораблях, космических аппаратах, атомных станциях, подводных лодках,
самолетах и автомобилях. Иногда, правда, используют синонимы — «рубка»
или «пульт управления». Но мы по морской традиции будем использовать слово
«кокпит».
У руководителя предприятия тоже должен быть свой кокпит, где он осуществля-
ет управление. А кто его видел? Загляните в кабинет любого директора — кок-
пита там не найдете. В смысле, место для управления у него есть — это рабочий
стол. А вот приборов для управления на нем нет. Даже страшно становится — а
как же капитан осуществляет управление?!
Очень просто — на основе опыта и интуиции. Ну и, конечно, отчетов за про-
шлый период. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Прошлый
месяц — полет нормальный!» Или прошлый квартал. Или прошлый год. Все за-
висит от того, как далеко предприятие осталось в прошлом — в смысле, данные
о его движении. Напоминает свет от звезды — мы его видим, но самой звезды,
излучившей свет, может, уже и не существует? Если античные мореходы осу-
ществляли навигацию по звездам, то сейчас нужны более точные приборы.
Что же следует иметь в кокпите современному предприятию? Там должны нахо-
диться индикаторы, которые выводят на приборную панель данные о движении
вашего предприятия к цели.
Ваш бизнес непотопляем!
Выполняя проекты, мы собрали значительную
статистику о том, как управляются многие отечественные предприятия. И у
большинства из них цикл управления имеет нарушения: кто-то не имеет целей,
у кого-то планирование имеет несвязанный характер, структура управления
могла остаться от прежних времен и не настроена на потребности управления
бизнесом, системы учета могут охватывать не все области, а анализ недостовер-
ных и несвоевременных данных в отсутствие целевых показателей становится,
по сути, бесполезным.
В таких условиях два последних этапа цикла управления — формирование
управленческого воздействия и корректировка — осуществляются без систем-
ной поддержки, только на основе опыта и интуиции высших менеджеров пред-
приятий. А возможности корректировки сильно ограничены, ибо при отсут-
ствии целей невозможно скорректировать курс оптимальным образом.
22
Битва за эффективность