татом: по продуктам или категориям, по брендам, по географии или как-либо
еще. И истину не установить до той поры, пока не поймешь, через какие факто-
ры в этом бизнесе управляют результатом, какие решения могут быть приняты.
В бюджетировании объектами планирования выступают бюджет, статья, ЦФО.
Заметим, что это все логические сущности, в физике жизни вам никогда не
удастся их встретить, это человек так решил группировать финансовые потоки
и результаты, исходя из своего представления. Теперь наиболее важным объ-
ектом является его величество показатель.
Хороший пример — производственный цех, иначе говоря, центр затрат. Но на-
сколько начальник цеха отвечает за затраты? Персонал ему набирают, штатное
расписание спускают сверху, технология производства задана конструкторами
и оборудованием и т. д. Он может отвечать только за результат — выдавать тре-
буемый объем продукции, что и есть результативность. И за соблюдение техно-
логии производства, в чем и проявляется его экономичность. Так что подобный
цех, совсем корректно говоря, не центр финансовой ответственности, а место
возникновения затрат. Почувствуйте разницу. А у нас он еще становится ме-
стом создания результата.
Уточнение процесса финансового планирования.
Логика связей меж-
ду показателями в экономической модели определяет процесс планирования в
компании. Он может проходить в несколько итераций («сверху вниз» и «снизу
вверх»), следуя по установленным зависимостям. Ответственные за показате-
ли, каждый на своем этапе планирования, вводят плановые данные, отвечая
за них. Традиционно бюджет верстается от задающего (ограничивающего)
бюджета. Обычно от бюджета продаж. Теперь же его следует выстраивать от
цели — «сверху вниз». Ведь цифры, закладываемые в задающий бюджет, это не
цель, а средство, фактор ее достижения.
Само сочетание значений опережающих показателей на результирующий
может быть бесконечным. Например, одинаковая рентабельность инвести-
ций задана при прибыли в 10 и инвестициях в 5, и прибыли в 50 и инвести-
циях в 25.
Полномочное лицо в процессе планирования устанавливает требуемое соотно-
шение на основе статистики, экспертных оценок, желания и др. Задача: соче-
таний показателей миллион, а выбрать надо одно. Но в этом и есть искусство
предпринимателя — установить верное сочетание на верхнем уровне и дове-
рить его нижестоящим менеджерам.
Битва за эффективность
192