Стр. 108 - Bitva_lores

Упрощенная HTML-версия

Имея специфическое для своей индустрии соотношение рентабельности и обо-
рачиваемости, руководство имеет возможность предпринять различные дей-
ствия, направленные на повышение ROA:
• Увеличить рентабельность
• Увеличить оборачиваемость
• Увеличить и то и другое
Но для того, чтобы увеличить (изменить) рентабельность или оборачиваемость,
надо на каждую составляющую воздействовать через факторы (драйверы), на
них влияющие. А это, как мы видим, есть отношение продаж к активам и чистой
прибыли к продажам. Итого, из четырех драйверов два — это продажи. Какой
значимый драйвер! А если рассмотреть прибыль, мы увидим, что это доходы за
вычетом расходов, где доходы — это, собственно, синоним драйвера продажи.
Итого, получается, что и в третьем драйвере принимают участие продажи.
И если представить, что собственник занял деньги в банке и вложил их в этот
бизнес, активы — это то, во что превратился вложенный капитал, и они должны
окупить себя. А уже потом принести доход их владельцу. Но окупаться активы
смогут только благодаря… продажам! Если они будут низкими, то активы не
окупятся (за требуемое время), предприятие не выдержит кредитной нагрузки и
обанкротится. Судьбу собственника разбирать не будем, этим займется его банк.
А нам лишь важен вывод — влияние фактора активов на ROA тоже будет зави-
сеть от продаж!
Итого, все четыре фактора влияния на величину ROA будут зависеть от факто-
ра продажи — в двух случаях напрямую, в двух других опосредованно, на следу-
ющих уровнях. А сами продажи это произведение количества продукции на ее
цену, то есть объем продаж в натуральном исчислении (шт., т, м, кв. м, куб. м и
т. д.), умноженный на цену единицы продаваемого товара (продукции).
Такими образом, мы видим, что количество оказывает (наряду с ценой) решаю-
щее воздействие как на прибыль, так и на следующие уровни — рентабельность,
оборачиваемость, и далее, на ROA. Но что есть количество? Вспоминаем схему
БОР на стр. 76, там цель-результат и есть это самое количество! Ибо количество
олицетворяет объем созданного в процессе исполнения работы результата — на-
турального результата труда. Результата труда всех работников организации, ре-
ализованного на рынке, то есть востребованного, потребителем.
Значит, количество — это результат, достижение или недостижение которого
означает оценку результативности нашей деятельности. И мы понимаем, что в
самом общем случае, чем больше единиц товара (продукции) мы реализуем на
106
Битва за эффективность