Чтобы справиться с новыми вызовами, нужен эффективный менеджмент. Но
просто сказать об этом, а что это такое и как его заполучить? Сегодня много
говорят о повышении эффективности: страны, чиновников, бизнеса, да хоть
отдельных сотрудников. Например, в последнем отчете бывшего премьера
В. Путина в Госдуме по результатам за 2011 г. слово «эффективность» (и его сло-
воформы) было использовано 36 раз. Не случайно оно волнует лидеров страны
и становится таким востребованным.
Секрет зажиточности.
А тем временем зарплатоемкость валового внутрен-
него продукта продолжает расти: с 2000 г. она выросла почти в два раза с 23,5%
до 39,5%. По этому показателю мы обогнали Норвегию и Испанию и сравня-
лись с Голландией. И это было бы даже радостно, если бы рост зарплатоемкости
сопровождался таким же ростом производительности труда. Но в сравнении с
превосходящей нас по зарплатоемкости Германией все не так уж радужно.
Зарплатоемкость ВВП Германии составляет 40,8%, при этом для производства
миллиона долларов ВВП требуется 13 человек. А в России для производства
миллиона долларов ВВП требуется 57 человек. То есть производительность тру-
да жителей ФРГ в четыре с половиной раза выше, чему россиян! Получается,
что платим мы зарплаты больше, а зарабатываем меньше. Вот вам и источник
благосостояния германского бюргерства. Как говорится, работать надо! И не
просто работать, а как можно более эффективно! В этом весь секрет. О чем, соб-
ственно, и написана эта книга.
Битва за эффективность.
Общую совокупность теоретических знаний об
управлении бизнесом можно сравнить с известной басней Крылова про лебедя,
рака и щуку. Мотивация — об одном, бюджетирование — о другом, стратегия —
это уже о третьем. Но ведь предприятие — это единый организм, целостная си-
стема, и значит, все его составляющие должны быть логически взаимоувязаны
друг с другом, как все составляющие увязаны в организме человека. Увязаны…
в битве за эффективность! Ибо ее достижение означает победу в конкурентной
борьбе. Ведь победитель всегда эффективнее побежденного, не так ли?
Нам возражают, что, мол, бизнес на войну не похож, потому что никто же ни в
кого не стреляет. Да, а тогда откуда погибшие?! Так что стреляют, еще как стре-
ляют! Револьвер, из которого стреляют в проигравшего, называется «конку-
рентный отбор», а курок на нем нажимает «невидимая рука рынка». Ведь за что
у нас конкуренция? За право наилучшим способом удовлетворить спрос. Кто
лучше всех удовлетворяет, тот и победитель. А кто хуже всех — тот выбывает из
игры. И чем же это не война?
8
Битва за эффективность