Стр. 95 - Bitva_lores

Упрощенная HTML-версия

Рыба Исикавы.
В 50-х гг. прошлого века японский теоретик менеджмента про-
фессор Каору Исикава предложил графический способ исследования и опре-
деления наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей меж-
ду факторами и последствиями (результатами) в исследуемой ситуации или
проблеме. Этот метод получил название «диаграммы Исикавы», или Fishbone
Diagram (дословно с английского — рыбий скелет).
Визуально диаграмма Исикавы действительно похожа на скелет рыбы. Основ-
ной стрелкой обычно изображают хребет — исследуемую проблему, а воздей-
ствующие на нее факторы — стрелками справа и слева. При более глубоком
анализе «скелет» становится более разветвленным за счет добавления факторов
второго, третьего и далее порядка. С помощью этой диаграммы выявляют фак-
торы, влияющие на качество производственных процессов.
Факторная модель.
Исикава увидел частный случай — сферу качества, тогда
как модель построения факторов в виде дерева можно использовать для любых
ситуаций, где требуется понимать, что именно влияет на результат и определя-
ет его величину. И тогда такое дерево становится факторной моделью управле-
ния результатом (целью) системы. Дерево факторов становится более общим
случаем диаграммы Исикавы.
Принципиально дерево факторов (драйверов) выглядит так, как представлено
на схеме. Есть некая деятельность, которая направлена на создание желаемо-
го, или установленного, результата. Достижение этого результата и есть общая,
единая цель данной деятельности. Далее устанавливаются факторы первого
уровня: Драйвер 1 и Драйвер 2, которые влияют на этот результат. Следующий
уровень — это факторы Драйвер 1.1 — Драйвер 1.Х, от которых зависит величи-
на Драйвера 1, и факторы Драйвер 2.1 — Драйвер 2.Х, определяющие величину
Драйвера 2. Таким образом, для драйверов второго уровня драйверы первого
Принципиальная схема диаграммы Исикавы
93
Глава 3 | Целевая воронка