58
Array ( )
Контакты
в регионах
Контакты в регионах
Свернуть
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz
+7 (495) 223-27-93
info@intalev.ru
Услуги
Мероприятия
26окт

Воронеж

Мастер-класс: «Как повысить эффективность бизнеса в 2018 году»| Вход свободный

Все мероприятия
История успеха

Алиса Энтерпрайзис
Юрий Луценко, финансовый директор.

«......мы достаточно успешно выжили в кризис не только погасили долги, но даже накопили инвестиционный ресурс и собираемся дальше активно развиваться... »

Читать
Все отзывы

Существует ли специфика работы финансового директора в России



Автор(ы): М. Гуляева
Кадры решают все…
Сталин И.В.

Сегодня в любой компании России фигура финансового директора, безусловно, является важной. Пожалуй, нет компании, в которой нет такого специалиста. Причем около 10 лет назад эта должность была далеко не на всех предприятиях России, а сегодня это одна из наиболее высокооплачиваемых должностей в России. Какие функции они выполняют и почему они так важны для компании? Какие существуют особенности работы этого важного руководителя в российских компаниях и существуют ли? - Безусловно, да.

Первая особенность или «Одна голова - хорошо, а две - это уже разбухание управленческих штатов» (Борис Крутиер)

Важно отметить, что до совсем недавнего времени в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» вообще не было такой специальности как финансовый директор. На сегодняшний момент должностные обязанности, которые там прописаны, не соответствуют его ответственности, а требованиям, которые предъявляются к его знаниям, соответствует лишь незначительная часть нынешних финансовых директоров.

Вследствие особенностей законодательства и исторического развития нашей страны для российского предприятия характерно отсутствие единой финансовой службы, в которую входили бы все службы, включенные в процесс управления финансами.

Зачастую на предприятии они не объединены в общую службу и не имеют общего руководителя. Обычно это 3 подразделения:

  • бухгалтерская служба,
  • финансовый отдел
  • планово-экономический отдел.

При этом эти службы имеют очень слабые связи между собой, а за частую дублируют часть функций. В практике работы нам приходится сталкиваться с достаточно сложными и недружественными взаимоотношениями данных служб между собой. Это происходит по причине отсутствия, а вернее понимания единой цели в работе данных служб, отсутствие единого руководителя, а зачастую даже конфликта в отношениях руководителей данных подразделений, как правило, главного бухгалтера и финансового директора.

Так, например, в бухгалтерском учете содержится очень много важной информации для целей управления финансами, но, как правило, задачи бухгалтерской службы сводятся лишь к формированию и предоставлению отчетности в фискальные органы и бухгалтер, не имея мотивации, не желает делиться этой информацией с другими подразделениями (финансовым и планово- экономическим отделом). И именно от того насколько оперативно, достоверно, правильно и в разрезе каких аналитик бухгалтер отразит факт хозяйственной детальности предприятия, зависит эффективное решение задач других подразделений – ведение платежного календаря, формирование управленческой отчетности, расчет показателей финансового анализа, бюджетирование.

И зачастую в практике приходиться встречаться с дублированием функций, Так ярким примером является наличие нескольких систем учета для решения разных задач системы управления финансами. Наиболее часто это касается учета денежных средств. Так, например, финансовому отделу для управления движением денежных средств нужна оперативная и полная информация по движению денежных средств в разрезе различных аналитик (счета, контрагенты, договора, виды деятельности, подразделения). Бухгалтерская служба неоперативно отражает эту информацию в учете и финансовому отделу приходится вести параллельный учет вплоть до обработки банковских выписок. В нашей практике встречался случай тройного ввода одних и тех же данных (в одной информационной системе бух. учета для целей бух. учета, в другой информационной системе упр. учета для целей формирования ежедневной упр. отчетности для внутренних пользователей компании и в третий раз для целей формирования ежедневной упр. отчетности для пользователей вышестоящей материнской компании) В таких условиях штат данных подразделений необоснованно раздут и затраты рабочего времени на двойной ввод данных очень высоки.

К этой же проблеме стоит отнести и позднюю дату закрытия отчетного периода (не раньше 20 числа месяца, следующего за отчетным). И если для бухгалтерской службы в силу направленность российской системы учета на сдачу налоговой отчетности этот срок вполне оправдан, то для задач управленческого учета, бюджетирования, которые решают финансовый и планово-экономический отдел это вообще неприемлемый срок. Вот и приходится финансовому директору изобретать различные варианты формирования управленческой отчетности для руководства компании, которым она необходима, как правило, через на 3 -5 день после окончания текущего месяца.

Поэтому главной спецификой российских предприятий является то, что главный бухгалтер и финансовый директор напрямую подчиняются директору компании. А потому работа бухгалтерской службы слабо скоординирована с работой других отделов финансово-экономических служб российских предприятий, и бухгалтерские решения зачастую идут вразрез с выбранными на предприятиях финансовыми политикой и стратегий. Таким образом, мы считаем очевидным и логичным наличие единой структуры финансовой службы под руководством финансового директора, который отвечает в целом за эффективную систему управления финансами.

Именно такой принцип действует на Западе - бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером входит в финансовую службу, и главный бухгалтер подчиняется финансовому директору, при этом финансовый директор является менеджером, а главный бухгалтер – техническим специалистом по ведению учета и составлению финансовой отчетности.

CFO (Chief Financial Officer) – Финансовый директор– это специалист, который отвечает за осуществление финансовых планов и учетных процедур компании. Он руководит финансовым департаментом, который входит в структуру компании.

Вторая особенность или « Человек, который знает "как", всегда найдет работу, а человек, который знает "почему", будет его начальником" (Дайан Рейвич)

Однако в России это невозможно, поскольку противоречит Закону «О бухгалтерском учете» (Статья 2 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), в соответствии с которым главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору. Главный бухгалтер обладает правом подписи денежных и расчетных документов и без его подписи они считаются недействительными, а финансовый директор не несет никакой ответственности, поскольку его подпись в финансовых документах не требуется. На Западе же финансовый директор несет ответственность за сохранность имущества и выполнение обязательств и ставит подпись под всеми финансовыми документами.

Ряд компаний нашли выход из этого противоречия путем придания статуса главного бухгалтера должностному лицу, в действительности исполняющему обязанности финансового директора. Назначается главный бухгалтер с функциями финансового директора, что не противоречит законодательству, при этом происходит совмещение этих должностей.

Но наделение главного бухгалтера просто дополнительными функциями фин. директора недостаточно, так как задачи управления финансами намного больше задач ведения бухглатерского учета и требуют определенного уровня профессиональной подготовки и навыков. Как в равной степени и финансовому директору присвоить статус главного бухгалтера, поскольку большинство российских финансовых директоров не знают финансового учета. В нашей системе образования при подготовке, например, экономистов-менеджеров (а часто финансовый директор имеет именно экономическое образование) курс бухгалтерского учета занимает ничтожно мало часов в общей программе обучения.

На практике приходится сталкиваться с тем, что финансовый директор и его сотрудники не знают правил системы ведения бухгалтерского учета. Это, несмотря на то, что они используют данные бухгалтерии в своей работе при планировании деятельности предприятия, формировании управленческой отчетности, проведении финансового и экономического анализа.

Таким образом, ясно, что финансовый директор должен иметь бухгалтерское образование, он должен разбираться в налогообложении, т.к. оптимизация налогового бремени предприятия это его прямая задача. Поскольку он не только специалист своего дела, но еще и руководитель большой службы – то естественно у него должны быть знания как в области финансового, так и общего менеджмента предприятия.

Хотелось бы отметить, что в основном именно невысокий уровень знаний и навыков является причиной упомянутых причиной конфликтных отношений главного бухгалтера и финансового директора. Приведем пример из нашей практики. Мы проводили семинар для специалистов в области финансов в одном городе Сибирского региона, на котором около 60% аудитории составляли главные бухгалтера, так вот их реакция была сугубо негативной, когда на теме реструктуризации компании был поднят вопрос об объединении всех подразделений финансово-учетного блока в одну финансовую службу и подчинении бухгалтерской службы и главного бухгалтера финансовому директору. Со стороны аудитории звучали фразы «Как я ему буду подчиняться, еще чего не хватало. Я главный бухгалтер - А он кто…».

Мы решили разобраться с причинами данной реакции, выяснили ряд моментов-фразы звучали следующие «Как я ему буду подчиняться, если он даже плана счетов не знает, его сотрудники не понимают что за проводка стоит за цифрами, которые они у нас требуют каждый месяц, да он мне такие указания даст, что я после этой оптимизации «сяду», а ему ничего не будет»

Какими же ключевыми знаниями и навыками должен обладать современный финансовый директор в России, чтобы его фигура не вызывала негативных реакций у его подчиненных, его руководитель и собственники бизнеса могли доверить ему управление финансами своей компании, а он мог профессионально и уверенно управлять? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить 2 момента:

  • Что включает в себя понятие «Эффективная система управления финансами»
  • Какая структура финансовой службы наиболее эффективна для решения задач системы управления финансами, поскольку ее структура во многом обуславливает ту или иную эффективность финансового управления

На наш взгляд, эффективная система управления финансами предприятия включает в себя следующие блоки

  • Управление (оптимизация) затратами предприятия
  • Управление (оптимизация) налогообложения предприятия
  • Управление Денежными средствами
  • Планирование деятельности предприятия на определенный период
  • Учет
  • Контроль и анализ
  • Предоставление управленческой отчетности руководству для принятия решений
  • Привлечение инвестиций

Сегодня добавляются новые задачи, в первую очередь это учет и отчетности по международном стандартам (МСФО) и блок работы с инвестициями, что связано с выходом многих российских компаний на IPO (размещение на отечественном и зарубежном фондовых рынках).

Что касается структуры финансовой службы, то готового рецепта конечно не существует. Для конкретного предприятия структура этой службы будет зависеть и от специфики бизнеса и от его масштабов, от требований руководства, законодательства. Но самым важным фактором, определяющим ее состав, конечно, является перечень задач, стоящих перед нею и функций из них вытекающих. Приведу пример из практики одной из таких служб.



Сейчас в практике уже редко встречается, но 5-10 лет назад отдел информационных технологий находился также в подчинении финансового директора и входил в финансовый блок. Основной причиной этого было то, что именно финансовый директор в ту пору был инициатором автоматизации на предприятии. Поскольку именно с решения задач автоматизации бухгалтерского и налогового учета, а потом и управленческого и всей системы управления финансами начинался путь к эффективной системе управления предприятием. Сейчас этот отдел решает задачи всей системы управления предприятия, это и автоматизация бизнес-процессов и стратегический менеджмент и системы документооборота и многое другое и, как правило, является абсолютно самостоятельной организационной единицей.

Тем не менее, сегодня сохранилась тенденция инициации проектов по автоматизации тех или иных систем управления со стороны финансового директора, в нашей практике именно финансовый директор руководит проектами по автоматизации различных систем управления (бюджетирование, стратегический менеджмент, бизнес-процессы, документооборот)

Третья особенность или «Финансовый директор будущего»

В связи с ростом уровня бизнеса и профессиональным уровнем его управляющих сегодня в России все больше компаний используют современные технологии управления и их составляющие:

  • Стратегический менеджмент
  • Систему сбалансированных показателей (BSQ)
  • Ключевые показатели деятельности (KPI)
  • Бюджетное управление

И конечно именно финансовый директор должен играть ведущую роль в их применении, в связи стратегического плана компании с бюджетами компании, разработке финансовой стратегии компании, оценке реализации корпоративной стратегии в первую очередь через финансовые KPI , таким образом, роль финансового директора расширяется и выходит далеко за границы традиционного взгляда. Еще вчера финансовый директор в основном занимался отчетностью, сегодня это стратег, основной задачей которого является увеличение стоимости компании.

Сегодня финансовый директор – это второе лицо компании после генерального директора.

Подводя итог, можно по-крупному нарисовать портрет современного финансового директора в России:

  • наличие финансового образования
  • наличие экономического образования
  • знание финансового учета
  • знание законодательства России (в т.ч. налогового)
  • знание и навыки ведения бухглатерского и налогового учета по РСБУ (Российский стандарт бухгалтерской отчетности)
  • Знание международных стандартов отчетности (МСФО, GAAP )
  • Опыт составления финансовой отчетности по РСБУ
  • Знание принципов составления финансовой отчетности по МСФО/GAAP
  • Знание и навыки ведения управленческого учета
  • Знание и навыки в области бюджетирования
  • Знания в части финансового анализа, денежного обращения и кредитов
  • Знание методов оценки финансовых активов, доходности и риска
  • Знание системы финансовых инструментов, обеспечивающих управление финансовыми потоками
  • Правила обращения ценных бумаг
  • Знание стратегического менеджмента
  • Высокий уровень IT- грамотности
  • ……

Должность финансового директора очень интересна и сложна, поскольку именно ему поручается отслеживать все финансовые потоки, на него возлагается ответственность за финансы предприятия и именно он отвечает перед генеральным директором, собственниками компании суммой заработанной прибыли, остатком денежных средств, и именно перед ним ставятся задачи повышение стоимости и инвестиционной привлекательности компании. Кроме того, он работает в российских экономических условиях с высокой неопределенностью, с частыми изменениями законодательства, со всеми новыми для него МСФО, IPO, ВТО… Так что совершенно оправдана его одна из наиболее высокооплачиваемых должностей в России!