+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Операция - кооперация

Роман Глова, директор по развитию украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»

Для эффективного управления современным предприятием необходимо создать такой управленческий механизм, который позволит выстроить структуру общефирменных ценностей (корпоративную культуру) компании.

Роман Глова,
директор по развитию украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»

Есть ли связь между корпоративной культурой и операционной эффективностью?

Для начала, давайте определимся с понятием эффективности. Под эффективностью понимается способность организации достигать поставленных целей. Организация рассматривается как система. В современной литературе можно найти понятие жестких, мягких и комбинированных систем, а какая из систем будет более эффективно работать у Вас- зависит от множества факторов. Приведем пример: Стул, обычный стул на котором Вы сидите, является жесткой системой. Т.е. поведение данной системы при одинаковых условиях внешней среды одно и то же. Если взять стул и ударить его ногой, он полетит и ударится об стенку. Если повторить данный эксперимент и ударить его еще раз, то он повторит траекторию и снова ударится об стенку. Т.е. мы имеем типичный пример жесткой системы. 

Теперь представьте аналогичную ситуацию и возьмем в качестве объекта бульдога, чисто теоретически, дабы не обидеть защитников животных. И ударим его по аналогии со стулом. Полученная траектория будет примерна идентична. Но это только первый раз. Попробуйте повторить эксперимент. В лучшем случае бульдог укусит Вас за ногу. 

В данной ситуации поведение бульдога – пример реакции мягкой системы, которая ведет себя по разному в одних и тех же условиях внешней среды. Проведем аналогию. Люди - это сами по себе мягкие системы, но мы организовываем их в компании, фирмы, которые, по сути своей, служат для определенной цели. Смысл существования человечества - слишком общее и малопонятное явление. Его пытались определить философы и будут пытаться это делать впредь. Мы не будем углубляться в данном направлении, однако стоит заметить, что роль человеческого фактора в достижении эффективности компании достаточно велика. И если компания удовлетворяет потребности рынка, вне зависимости от рода деятельности, то ее существование обосновано и критерий успешности ее операционной эффективности - чистая прибыль, прибыль на вложенный капитал и т.д. 

Существует ли взаимосвязь между корпоративной культурой компании и ее оперативной эффективностью? Предположим, есть компания, в которой работает не одна тысяча сотрудников, если их не организовать, то это просто толпа, поэтому компания создает организационную структуру, финансовую структуру, должные инструкции, бизнес-процессы для того чтобы иметь возможность управлять. И часто случается, что попытки контролировать становятся просто тотальными. Для того, что бы все работали как надо – необходимы четкие инструкции и контроль их выполнения. Но это утопия – для достижения полного контроля объект контроля и субъект контроля должны быть одинаковы по размерам. Возникает вопрос - кто будет контролировать: контроль или спецконтроль? Надзор над спецконтролем и спецконтроль над спецнадзором ? И так далее, до абсурда. Попытки управлять компанией как жесткой системой, не приводят к увеличению операционной эффективности. На практике жесткое управление может привести к краткосрочным результатам в случае полной неразберихи. 

Все попытки «зажать гайки» приводят к стойкому иммунитету и озлобленности сотрудников. Причем, как правило, формально не к чему придраться, потому что, извините за тавтологию, все формальности соблюдаются. Исторический пример - итальянская забастовка в 1904 на железной дороге. Сотрудники начали действовать в строгом соответствии с должностными инструкциями, и через некоторое время железнодорожное движение было парализовано. 

Некоторые руководители воспринимают, например, производственный персонал как один из элементов производственного процесса: человек берет одну деталь, обрабатывает ее и возвращает другую деталь. О чем думает рабочий, когда его никто не контролирует? Вряд ли о повышении операционной эффективности. В лучшем случае, о проведении свободного времени с семьей, в худшем - не пригодится ли обрабатываемая заготовка для личного потребления на дачном участке? 

Некоторые считают, что повышение операционной эффективности это задача ТОП-менеджмента Компании а не линейных сотрудников. Довод таков: они - управленцы, и образование, и опыт работы и поведенческие характеристики да и IQ выше… 

Один из наших клиентов в ходе проекта подарил нам следующий расчет: предположим, что IQ ТОП-ов компании 150 единиц. Да даже пускай 200. А IQ производственного персонала - 100 единиц или для углубления контраста - 50 единиц. Очень грубо говоря, в четыре раза работа управленца эффективнее потенциальной работы производственного рабочего. Но, давайте, сравним объемы. Пусть в средней компании 20 ТОП-ов и 2000 рабочих – тогда суммарный эквивалент IQ рабочих превосходит ТОП-ов в десятки раз!!! И более того, рабочий вовлечен в производственный процесс непосредственно. Спрашивается, кому нужен его потенциал? Ему незачем его проявлять, его задача - точить болванки с нужным качеством в фиксированные сроки. Но если вдуматься: какие скрытые резервы лежат в данной области… 

Могут ли два одинаковых магазина показывать различную операционную эффективность? Продавцы одного из них улыбаются покупателю, а второго - хамят. Ответ очевиден… Заставить всех улыбаться несложно, но привить корпоративную культуру радушного отношения к покупателю – значит намного больше. И, как правило, влияние корпоративной культуры в значительной мере проявляется во внештатных ситуациях. Невозможно написать инструкцию на все случаи жизни, и именно корпоративная культура будет определяющим фактором поведения сотрудников. Вы можете возразить, что в торговле понятно – контакт с непосредственными клиентами, и т.д. А что в производственных компаниях, где рабочие не видят потребителей, а работают в цехах? Ответ однозначен – и в производстве тоже. Например, рабочие одного из заводов Тайота внесли 100 тысяч рациональных предложений и 90% из них были приняты и внедрены. Именно корпоративная культура тому причина. Как результат - Тайота имеет рентабельность в 8 раз выше среднеотраслевой. 

Корпоративная культура- это свод, как правило, неписанных правил, что правильно, что неправильно, что хорошо, что плохо. Ее формируют формальные и неформальные лидеры.

Операционная эффективность – операционная, основная деятельность, определяется, как правило, процентом операционной рентабельности.

Действия персонала определяются созданной организационной, финансовой структурой, теми бизнес-процессам которые протекают в оперативной деятельности компании. Обычно в борьбе за операционную эффективность акцент делается на формализации, оптимизации именно бизнес-процессов. Это важно, но есть и вторая составляющая эффективности – это корпоративная культура. Люди - это не шестеренки, не жесткая система. В одних и тех же торговых сетях, по одним и тем же бизнес-процессам нельзя заставить людей улыбаться. Сопоставляет ли свой личный успех сотрудник с успехом компании? Понимает ли он, например, что деньги ему платит клиент, а не бухгалтерия? Если да, то сотрудник поступит в соответствии с разделяемыми принципами, что, несомненно, приведет к повышению пресловутой операционной эффективности. 

Оптимизация бизнес-процессов дает быстрый эффект и это довольно материальное явление, процессы описываются, стандартизируются, автоматизируются. В свою очередь, работа над улучшением параметров корпоративная культуры – долгосрочное действие, с подчас малозаметными эффектами и результатами, но получаемые результаты более значимы для компании, особенно в нестандартных ситуациях. 

Связь между корпоративной культурой компании и операционной эффективностью - прямая, ведь правильно выстроенная корпоративная культура позволит сориентировать работников на достижение единых целей. В начале статьи мы говорили, что эффективность определяется способностью достигать поставленных целей. А если цели едины, осознаются и достигаются всеми сотрудниками- мы имеем все шансы быть эффективными!

Источник: Журнал «Корпоративные системы» №5, 2007