+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Обучение компании: лишние траты или способ остаться конкурентоспособным?

Ольга Шава, консультант по управленческим технологиям украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»

Изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. По данным мировых исследований: развитие рынков и технологий настолько стремительно, что каждые пять лет количество информации удваивается. Компания, в современных условиях, не может достичь новых результатов, отработав один раз и навсегда политику своих действий. Это не преодолевает разрыв между тем, к чему компания стремится, и имеющейся схемой достижения успеха. Так же и сотрудник компании, не может в процессе трудовой жизни (30 — 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Довольно часто бывает, что знания, укрепившиеся в сознании людей, а стало быть, в компании, становятся препятствием на пути к развитию. Выбор действий и принятие решений происходит, исходя из фиксированного набора вариантов, которые соответствуют имеющимся уже опыту и знаниям. Статистические данные свидетельствуют о том, что причины 90% банкротств предприятий связаны с некомпетентностью руководителей, нехваткой у них опыта, несбалансированностью системы необходимых знаний.

Ольга Шава,
консультант по управленческим технологиям украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»

Корпоративное обучение рассматривается как неиссякаемый источник создания конкурентных преимуществ компаний, как стратегия постоянного обновления методов работы и повышения успешности всех видов деятельности. Организации, которые не обучаются (и, соответственно, не изменяются) в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обреченными. Это единственный способ развития и поддержания конкурентоспособности. Обучение в бизнесе ведет к усовершенствованию компании. 

Рассматривая важность и необходимость процесса непрерывного образования в целом можно выделить такие основополагающие цели корпоративного обучения:

  • поддержание на соответствующем уровне и/или повышение профессиональной квалификации персонала компании;
  • приобретение сотрудниками профессиональных знаний вне сферы их профессиональной деятельности;
  • гибкое формирование команды проекта  нововведений, владеющей современными технологиями и знаниями;
  • овладение этой командой умения определять, понимать и решать проблемы;
  • обучение целевых групп руководителей подразделений и линейных менеджеров работе с новыми инструментами управления;
  • внедрение нововведений. 

Почему компании вообще затевают проекты по изменениям?... Как правило, по двум причинам:

  1. – не устраивает результат текущей деятельности;
  2. – поставлены такие амбициозные планы, что становится понятно, что без изменений их не достичь. 

И в том и в другом случае нужно получить некий результат отличный от текущего. Но чтобы получить другой результат, нужно и действовать по-другому. А чтобы компания изменила тактику поведения, нужно чтобы в головах сотрудников произошли изменения. Вы скажите: «У нас лояльные сотрудники, мы команда». Но при этом получаемый результат вашей деятельности оставляет желать лучшего. Если не поменяете мышление сотрудников - они будут действовать точно так же, как действовали раньше. Научите людей думать, а соответственно действовать по-другому! 

Как и всякие преобразования, проведение обучения может содержать в себе определенные риски. Компания может внедрять самую современную систему корпоративного обучения, тратить на нее огромное количество как временных, так и материальных ресурсов, но если у сотрудников не будет желания учиться, эффект от всего этого будет практически равен нулю. Эту, в сущности, лежащую на поверхности причину многие авторитарные руководители не склонны замечать и вообще рассматривать ее как серьезный фактор, хотя именно она приводит к неудовлетворительным результатам. Образование эффективно только в том случае, если человек сам хочет учиться. 

Корпоративное обучение ставит перед собой как минимум две задачи:

  • первая: получить новые знания, открыть новые альтернативные пути решения задач и четко уяснить необходимость и преимущества нововведений;
  • вторая: как использовать полученные знания и навыки на практике для достижения целей компании. 

Как всякое нововведение, корпоративное обучение часто воспринимается негативно. Часть людей боится мысли о том, что компания действительно построит оптимальную структуру и повысит эффективность своего бизнеса. При этом может так случиться, что не будет нужен такой штат сотрудников. Или установится более жесткий контроль, на каком то участке работы, который ранее был для этого сотрудника постоянным источником так называемого «дополнительного заработка». Или много других причин, которые могут изменить привычный ход событий. Ликвидировать негативное отношение можно только проводя корпоративное обучение, объясняя его смысл, цели, возможности и преимущества. Весь коллектив должен понимать, что выиграет не только компания, а выигрывает каждый сотрудник, работающий в ней. Ведь процветающее предприятие хранит для каждого сотрудника ряд перспектив: возможность развития, самоусовершенствования и карьерного роста, увеличения заработной платы, стабильность работы и гордость за работу в престижной компании. Например, мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации. 

Еще очень часто можно услышать мнение: «зачем учить сотрудников, если они потом уйдут в другую компанию?» Если люди чувствуют заботу о себе руководства компании, если они видят, что компания заинтересована в повышении их образовательного уровня, то это будет только служить аргументом за то, чтобы сотрудник, наоборот, не только остался, но и был заинтересован в работе. Потому что он понимает: компания тратит средства на его обучения, а ведь образование - это то, что остается с человеком на всю жизнь. Руководитель компании, отвечающий требованиям сегодняшнего времени, видит в сотрудниках не просто подчиненных, а своих партнеров. А ведь партнерами могут стать только хорошо образованные и подготовленные люди. 

Так же нельзя забывать, что бизнес – это командная игра. Здесь как в  футболе, нельзя научить играть только одного игрока и при этом думать, что это гарантирует успех команде. Чтобы новая система заработала, нужно обучить команду. Если, например, только одного финансового директора обучить бюджетному управлению, то система по бюджетированию не заработает.  Чтобы заработала система, необходимо сформировать и обучить команду. Для этого и служит корпоративное обучение. И большой плюс, когда в компании появляется команда, способная самостоятельно дальше развивать и перестраивать политику нововведений под динамично развивающиеся условия рынка. 

Рассматривая специфику подходов внутрифирменного обучения, хотелось бы особо выделить корпоративное обучение, совмещенное с организационным развитием. Очень важно, чтобы в команду обучения входил весь менеджмент компании. Это позволяет исходя из опыта участников, проблем, особенностей бизнеса и умений консультантов одновременно менять мышление руководителей и саму компанию. При этом программу изменений составляют не внешние консультанты, а непосредственно ТОП-менеджмент компании. Безусловно, важным остается то, что в ходе таких бизнес-тренингов формируются коммуникативные навыки внутри компании. 

Корпоративное обучение обеспечит ряд положительных выгод:

  1. Организации, применяющие современную систему корпоративной образовательной подготовки, лидируют в условиях конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» внешней среды повышением производительности технологического и управленческого труда.
  2. Обучающая система оценивает перспективу и формирует образ желаемого будущего, спрогнозированных изменений, формализует проекты изменений.
  3. Сотрудники компании овладевают новыми методами работы на основе анализа деятельности своего предприятия. Совместные с консультантом разработки подходов и приемов превращают учебу в творческий процесс. У работников компании есть возможность получать такие знания, которые необходимы им для решения сегодняшних проблем. Это особенно важно для тех предприятий, которые испытывают нужду в квалифицированных управленческих кадрах и готовы учить своих сотрудников. Консультационная работа выявляет потребности, имеющиеся на предприятии, а учебный процесс оказывается тесно связанным с реализацией конкретных рекомендаций.
  4. Обучение имеющихся сотрудников для организации более выгодно, чем привлечение новых работников, имеющих подобную квалификацию. Может служить базой для построения мотивационных моделей.
  5. Новые замыслы, советы исходят от команд, состоящих из собственных сотрудников компании. Бизнес-консультант только корректирует направление мысли команды и способствует выработке идей самой группой. Задачи, рожденные подобным образом, имеют больше шансов для воплощения в жизнь. Участие представителей управленческого звена разных уровней в разработке изменений служит гарантом их дальнейшей реализации. 

Любая компания подобна паруснику, вышедшему в море – тот же курс следования, то же ожидание попутного ветра, тот же штиль временами, та же дисциплина и порядок. И как любой парусник, время от времени, нуждается в покраске, починке и замене устаревших приборов на современное навигационное оборудование, так и компания нуждается в обновлении и преобразовании. Это гарантирует ей долгие годы успешного плаванья по просторам бизнеса.

Источник: Журнал «Капиталист» № 12, 2006