+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Ликвидация системных ошибок

Еще в середине XX века можно было получить высшее образование, на приобретенных знаниях построить карьеру и далее руководить предприятием, набирая лишь практические навыки. Сегодня этого явно недостаточно. Высокая динамика окружающей среды, появление новых технологий управления, рост конкуренции – все это заставляет дальновидных руководителей вовлекать новые знания в процесс управления.

Желание соответствовать современным требованиям бизнеса и возникновение вопросов, на которые не найти простых ответов, приводят руководителей предприятий к пониманию, что постоянное приобретение новых знаний, повышение профессионализма и квалификации персонала являются стратегическим конкурентным преимуществом.

Услуг по бизнес-обучению на российском рынке появляется все больше и больше. Достаточно открыть любое деловое издание, чтобы получить информацию об обучающих программах на квартал вперед. Приглашения на семинары и тренинги регулярно рассылаются по почте "руководителю" и по электронным базам данных. Но не стоит принимать поспешных решений о посещении семинара или тренинга. Для начала необходимо ответить на некоторые вопросы.

С какой целью учиться?

Первоочередная задача менеджера компании – поставить цель обучения, обозначить проблему, которую он хочет преодолеть, прибегнув к бизнес-образованию. Это сделать непросто.

Иерархия управления

Бывают ситуации, когда директор компании приходит на семинар, для решения частного вопроса, а по ходу занятия выясняется, что решать его надо не на семинаре, например, по управлению затратами, а на тренинге по стратегическому управлению, реструктуризации или бизнес-инжинирингу. Дело в том, что нестыковки на нижнем уровне в иерархии управления (Рис. 1) всегда более заметны, хотя они могут являться следствием ошибки на высшем уровне. Поэтому часто, даже для того, чтобы просто классифицировать проблему, необходима помощь специалистов. Примерно в 40% случаев консультанты могут, предварительно ознакомившись с ситуацией, обозначить проблемную область и посоветовать менеджерам ту или иную тематику обучения. Но чаще, для поиска узких мест и диспропорций в бизнес-процессах необходимо иметь более полное представление о деятельности предприятия. В этом случае, определением проблемы занимается руководство самого предприятия, предварительно пройдя обучение.

Какую форму обучения выбрать?

Второй не менее важный шаг – определиться с тем, какой конкретно результат Вы хотите получить и, в зависимости от этого, выбрать форму обучения. Нередкая ошибка на этой стадии приводит к разочарованию в консультационных услугах вообще и в конкретных фирмах, оказывающих эти услуги. Поэтому необходимо понимать специфику каждого из видов обучения.

Семинар, например, дает широкие теоретические знания, рассказывает о новых достижениях науки, развитии технологий управления. Некоторые семинары с элементами тренинга позволяют применить на практике новые технологии. Но в задачи такого вида обучения не входит дать ответ на вопрос клиента в виде готового рецепта, который чаще всего пытаются там найти. Цель семинара заключается в решении других вопросов. Например, наш цикл семинаров "Управление современным предприятием" охватывает все сферы управления компанией, показывает наиболее проблемные области, характерные для российского бизнеса и рассматривает на практических примерах, как можно с ними бороться. Таким образом, менеджеры получают важный результат – умение увидеть и правильно сформулировать проблему, которая препятствует успешному развитию предприятия. Поэтому мы советуем руководителям посещать семинары регулярно, чтобы поддерживать систему управления на высоком уровне и быть в курсе новейших технологий бизнеса, опережая конкурентов.

Тренинги предназначены для выработки навыков практического применения инструмента эффективного управления. Они обычно узкоспециализированные, поэтому при принятии решения о посещении тренинга необходимо быть уверенным, что выбрана нужная тема. Иначе, Вас научат решать не Вашу проблему, и деньги будут потрачены впустую. В рамках тренинга группе участников передают технологию управления и учат ей пользоваться. Поэтому на обучении должны присутствовать сотрудники, которые непосредственно вовлечены в управление компании и способны внедрить новые технологии на предприятии.

Курсы повышения квалификации (КПК) – комплексная краткосрочная программа, направленная на подготовку специалистов к профессиональной работе в определенной области (финансах, маркетинге, управлении и т.п.) Это самостоятельная форма обучения, не требующая предварительного посещения семинаров или тренингов. В рамках курсов преподаются постоянно обновляемые теоретические основы и вырабатываются практические навыки, чаще всего, с применением программных продуктов. По окончании КПК сотрудник полностью готов к работе.

Кого отправить учиться?

Существует несколько вариантов внедрения новых знаний на предприятии.

  • Обучение проходит высший менеджмент предприятия, передавая знания средним и нижним звеньям управления;
  • Обучается менеджер среднего звена, который в дальнейшем является источником новых знаний на предприятии;
  • Проводится корпоративное обучение управляющей команды предприятия – менеджеров высшего и среднего звена.

Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Обучение высшего звена менеджмента дает хорошие результаты, так как директора обладают полномочиями проводить любые изменения в компании, но они могут столкнуться с непониманием подчиненных и трудностями во внедрении новых идей.

Менеджер среднего звена, прошедший обучение, напротив может испытать сложность с продвижением новых технологий в компании, где руководство не осознает необходимости изменений.

Присутствие на занятиях менеджеров одной компании в рамках корпоративного тренинга или семинара позволяет рассматривать вопросы, касающиеся сферы деятельности именно этого предприятия, более детально обсуждать подробности вариантов их решения. Но главное преимущество заключается в том, что группа руководителей с разными представлениями о бизнесе и управлении превращается в команду, имеющую единое видение задач фирмы, владеющую одной терминологией и способную совместно анализировать проблемы и находить пути их решения, используя новые перспективные методы управления.

По оценкам специалистов, разработавших цикл семинаров "Управление современным предприятием", 65% компаний используют первый способ внедрения знаний, то есть обучение высшего менеджмента. 30% отправляют на обучение специалистов и менеджеров среднего звена. И всего 5% компаний выбирают корпоративное обучение, несмотря на то, что оно дает наилучший результат.

"Велд", как пример обучения

В качестве успешного примера обучения можно привести московскую производственно-торговую компанию "Велд", которая на определенном этапе развития решила объединиться с заводом-производителем одного из продуктов. Руководство компании посетило семинар "Управление современным предприятием" и определило, что главной проблемой, стоявшей перед обеими фирмами, стало различное видение дальнейшего развития объединенного предприятия, то есть разные бизнес-идеологии.

Российские предприниматели заключают договора, обсуждая условия сотрудничества, поставки, платежи, и т.п., а навыков ведения переговоров о создании совместных ценностей не имеют. Тем не менее, единая бизнес-идеология необходима для эффективной работы предприятия, иначе, каждое подразделение, не понимая общих задач, старается достичь частных целей, иногда противоречащих целям компании. Поэтому топ-менеджеры обеих компаний собрались на корпоративном тренинге по выработке миссии и стратегическому управлению.

Генеральный директор компании "Велд" Третьяков М.Л. дал высокую оценку результатам обучения: "Проведенный пятидневный тренинг стал значительным этапом в деле реорганизации предприятия и формирования сплоченной управленческой команды. Первая часть тренинга … была посвящена изучению методов мышления по технологии НЛП, установки атмосферы открытости, настройке на совместную коллективную работу и, как результат, выработке миссии. Мы научились лучше взаимодействовать друг с другом, по определенным алгоритмам объединять усилия команды на достижение намеченных целей.

Результатом первой части тренинга стала выработанная миссия нашей компании.
Во второй части семинара-тренинга … мы получили теоретические знания об основах управления бизнесом, построения организации, разработки стратегии предприятия, основах системы бюджетного планирования. Полученные знания по организации современного предприятия позволили нам подняться на более высокий уровень понимания процесса управления…"

Результатом второй части тренинга для компании стала разработанная организационная структура нового предприятия, нормативные документы и регламентация.

Общее влияние обучения на развитие фирмы трудно переоценить. Компания за несколько дней была объединена как идеологически, так и организационно. Руководству компании оставалось только внедрить все приобретенные на тренинге знания и навыки в практику работы предприятия, что они с успехом осуществили.

Итак, при правильном подходе, бизнес-обучение может оказать решающее влияние на успешное развитие предприятия. Результатом обучения сотрудников компании станут глубокие теоретические знания, практические навыки применения новых технологий и разработок в области управления, использование опыта сотен компаний при решении проблем в различных областях, создание единой команды управления, установление взаимопонимания с коллегами, персоналом и клиентами.

Обучение сотрудников и повышение квалификации управляющего состава - ресурс роста эффективности работы и управления предприятием. Именно поэтому инвестиции в обучение - одно из самых выгодных вложений в успешное будущее компании. Стабильное увеличение спроса директоров российских компаний на услуги по бизнес-образованию свидетельствует о справедливости этого утверждения.

Топ-Менеджер, ноябрь 2001г.