+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Консолидация финансовой отчетности как этап предоставления показателей деятельности и состояния бизнеса

Консолидация финансовой отчетности предполагает отображение обобщенной информации о деятельности материнской компании и дочерних предприятиях в едином отчете. Основная цель, которую компании обычно преследуют при переходе на консолидированную отчетность, - предоставить инвесторам, кредиторам, собственникам показатели деятельности и состояние бизнеса наиболее полно

Как рассказал финансовый директор ЗАО СКМ Роман Водолазский, решение о подготовке консолидированной финансовой отчетности было принято руководством компании в 2005 году для получения более четкой и экономически обоснованной картины финансового состояния группы СКМ. Следует отметить, что речь идет о консолидации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) как общепризнанной системой учета. Первым результатом решения о внедрении МСФО в группе будет подготовка консолидированной финансовой отчетности ЗАО СКМ за 2004 год. 

На сегодняшний день в группу входят более девяноста предприятий, в том числе дочерние и ассоциированные компании, при этом она воспринимается инвесторами и аналитиками как единое целое. В связи с этим всех пользователей финансовой отчетности, будь-то акционеры, финансовые учреждения и другие деловые партнеры, интересует финансовое положение и результаты работы группы компаний как единого целого. Это стало причиной перехода на консолидированную отчетность.

«Одной из первоочередных задач является дальнейшее расширение деятельности группы СКМ, которое на данном этапе невозможно без полной открытости бизнеса компании. Поэтому основное преимущество, которое мы хотим получить при подготовке консолидированной финансовой отчетности в соответствие с МСФО, - это прозрачность компании как для наших акционеров, так и для финансовых учреждений, с которыми мы сотрудничаем, потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон», - рассказал Роман Водолазский.

Также компания планирует, начиная с 2006 года, выпускать ежеквартальную консолидированную отчетность по международным стандартам. Кроме того, в настоящее время одной из задач СКМ является выход на международные рынки производственных мощностей и капитала. Наличие прозрачной системы учета и подготовка консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам является одним из основополагающих факторов успешного выхода компании на внешние рынки.  

Процесс консолидации обычно происходит в несколько этапов. По словам финансового менеджера компании «САН Интербрю Украина» Елены Яхненко, у них первый этап представлял собой проведение полной автоматизации учета и составления отчетности отдельно на каждом из предприятий. Основной причиной этому послужили краткие сроки, в которые транснациональные компании должны предоставлять отчетность своим акционерам. Так, например, отчет о прибылях и убытках предоставляется предприятием ежемесячно на 5-7 рабочий день следующего за отчетным периода, в то время как его украинский аналог - «Отчет о финансовых результатах» (Форма N 2) - национальные предприятия подают только раз в квартал до 25 числа следующего месяца. 

Автоматизированный процесс составления финансовой отчетности позволил быстро и правильно трансформировать данные, полученные по П(С)БУ (Положениям (стандартам) бухгалтерского учета) в данные по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Кроме того, важным преимуществом проведенной автоматизации является и то, что порядок отображения идентичных хозяйственных операций на всех предприятиях группы теперь осуществлялся по одним и тем же принципам. То есть, например, данные, указанные в отчете о прибылях и убытках в строке «Административные затраты» на всех предприятиях включают одни и те же виды расходов. Такой подход позволяет придерживаться одного из основных принципов бухгалтерского учета - сопоставимости.  

«Любая ошибка, допущенная на первом этапе, искажает консолидированную финансовую отчетность. После автоматизации алгоритма составления отчетности мы минимизировали участие человеческого фактора, что позволило избежать возможных ошибок», - отметила Елена Яхненко.

Вторым этапом можно назвать сам процесс консолидации финансовой отчетности. Баланс и отчет о прибылях и убытках каждого из предприятий группы, включая компании-учредители, консолидируются в единый отчет. Таким образом, получается консолидированный баланс, отчет и прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. 

Консолидация предполагает, что все подразделения и материнская компания будут предоставлять информацию в едином формате. Для этого создается документ, в котором описываются единые правила ведения бухгалтерского учета. По словам финансового директора компании АВК Ларисы Приставакиной, структура и форма консолидированной отчетности обсуждались с дирекциями и службами внутри компании, наблюдательным советом, учредителями. Так был выбран перечень информации, необходимой для этой отчетности. В результате обсуждений была найдена удобная форма для анализа и использования консолидированной отчетности, за основу которой была взята отчетность по бухгалтерским стандартам. При этом сложности, с которыми столкнулись в компании, носили преимущественно технический характер.

«Проанализировав информацию, поступающую от фабрик, мы увидели, что каждая из них по-своему подходит к сбору данных для отчетности, у них разные формы отчетности. Нам пришлось совместно с ними прорабатывать все детали, формировать единое видение предоставления отчетности. Главным для нас было научить сотрудников различных подразделений компании стандартизировать всю информацию, которая используется в отчете», - рассказывает финансовый директор АВК.

Некоторые компании переходят на консолидированную отчетность достаточно быстро. По словам корпоративного финансового менеджера компании «Нестле Украина» Эвелины Дьячук, у них перехода как такового не было. Это был очень быстрый процесс. До 2003 года было две юридические компании - ЗАО кондитерская фирма «Свиточ» и представительство Nestle S.A., затем была зарегистрирована компания «Нестле Украина», поэтому пришлось с текущего квартала сразу делать консолидированную корпоративную отчетность по NAS (Nestle Accounting Standards) - эти стандарты фактически дублируют International Accounting standards (международные бухгалтерские стандарты). К проблемам в компании отнесли то, что перед тем как переходить на новые стандарты, их необходимо хорошо изучить.  

Трудности и рекомендации

При переходе на консолидированную отчетность компании сталкиваются с рядом проблем. Как рассказал финансовый директор СКМ Роман Водолазский, основная проблема, с которой компания сталкивается в настоящее время, - это разработка и внедрение единой учетной политики по МСФО, которая является одним из условий подготовки консолидированной финансовой отчетности.  

Смысл этого условия заключается в том, что для включения в консолидированную отчетность показателей деятельности дочерней компании финансовая отчетность такой дочерней структуры должна быть подготовлена с использованием унифицированных учетных принципов. В настоящее время различие стандартов учета порождает проблему приведения отчетности входящих в группу предприятий в соответствие с международными принципам учета, известную как проблема трансформации отчетности. Процесс трансформации - это подход, при котором отчетность, сформированную по национальной системе бухгалтерского учета, анализируют и корректируют для приведения в соответствие с МСФО. На первом этапе (2005-2006 гг.) компания планирует осуществлять процесс трансформации вручную силами финансовых служб в нее предприятий. На втором этапе процесс трансформации и консолидации будет автоматизирован. 

Еще одна сложность, связанная с разработкой единой учетной политики, заключается в необходимости учесть специфику предприятий различных отраслей: металлургии, энергетики, угольной промышленности, банковской и многих других. Поскольку процесс консолидации - производное от внедрения МСФО, одной из проблем является необходимость повышения квалификации финансовых специалистов предприятий. И речь идет не только о получении теоретических знаний, но и о необходимости применять их при трактовке многих хозяйственных операций и их отражении в учете в соответствии с МСФО.

Как рассказала финансовый менеджер компании «САН Интербрю Украина» Елена Яхненко, сложно было настроить учет таким образом, чтобы он одновременно удовлетворял требованиям П(С)БУ, МСФО, управленческого и налогового учетов. Так, по П(С)БУ затраты учитываются только по счетам бухгалтерского учета. Для управленческой отчетности и МСФО необходимо принимать во внимание два параметра - счет и центр затрат. В компании порекомендовали максимально автоматизировать процесс составления отчетности. Это позволяет легко трансформировать данные П(С)БУ. Для этого нужно заранее разработать план счетов, удовлетворяющий требованиям конкретной компании, и правильно определить сопоставимость (так называемый меппинг) счетов. Кроме того, автоматизация процесса составления отчетности значительно экономит время и минимизирует количество ошибок.

Источник: "ИнвестГазета", N 40, 4-10 октября 2005