58
Array ( )
Контакты
в регионах
Контакты в регионах
Свернуть
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz
+7 (495) 223-27-93
info@intalev.ru
Услуги
Мероприятия

Все мероприятия
История успеха

Пак-Экспо
Валерий Николаевич Савченко, Генеральный директор.

«...У нас амбициозные планы развития, для их достижения нам необходима была помощь профессионалов. Именно поэтому мы обратились к экспертам компании «ИНТАЛЕВ». ... »

Читать
Все отзывы

Взаимосвязь элементов Balanced Scorecard и требования стандарта ИСО 9001:2000г.



Автор(ы): С. Бугарь

Взаимосвязь элементов Balanced Scorecard и требования стандарта ИСО 9001:2000г.

С. Бугарь

Balanced ScoreCard  (BSC) - система управления организацией, обеспечивающая возможность реализовывать ее стратегические планы, за счет оперативного контроля и управления реализацией стратегии на основе ключевых показателей эффективности деятельности. BSC делает акцент на нефинансовых показателях эффективности, позволяя оценить такие аспекты деятельности как степень удовлетворенности клиентов, инновационный потенциал организации и пр. Элементы BSC находят свое отражение и в международных стандартах ИСО 9000 серии 2000 г. Так стандарт ИСО 9001:2000 г., являющийся основной для разработки и внедрения систем менеджмента качества на предприятиях и организациях, а также их сертификации, содержит ряд требований, соответствующих BSC.
Рассмотрим соответствие элементов (целей) BSC требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 г. более подробно.

Разработка и разъяснение принятой в организации стратегии

Раздел 5.1 "Обязательства руководства" стандарта ИСО 9001:2000 г. содержит следующее требование - высшее руководство должно разработать политику и цели организации в области качества.

В организации необходимо разработать политику (миссию), отражающую стратегические приоритеты организации в области качества. Данный документ носит, как правило, декларативный характер и служит инструментом  формализованного отражения направлений  развития организации в области качества. Таким образом, базовый принцип BSC о формулировки стратегии организации находит свое отражение в требованиях стандарта ИСО 9001:2000 г. с той лишь разницей, что стратегия развития организации в форме политики распространяется только на область обеспечения качества.  

Согласование со стратегией задач подразделений и персональных целей сотрудников организации

Раздел 5.3 "Политика в области качества" стандарта ИСО 9001:2000 г. устанавливает что - высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества соответствовала целям организации.

Раздел 5.4.1 "Цели в области качества" содержит требования к высшему руководству организации по определению целей в области качества.

На основе политики (стратегии развития организации в области качества) необходимо разработать цели в области качества. Цели представляют собой конкретные задачи (действия), которые необходимо выполнить для реализации данной стратегии. Цели должны носить количественный характер, т.е. содержать показатели (конкретные числовые значения) с помощью которых возможно оценка (измерение) выполнения политики в области качества (например, обеспечить уровень брака по предприятию не выше 5% к общему выпуску изделий). Необходимо также разработать цели для подразделений, причем обеспечить их согласование с целями организации (например, целью производственного подразделения может быть обеспечение выпуска определенного числа изделий в час с установленным уровнем дефектности). Наличие такой системы показателей позволит осуществлять анализ соответствия предпринятых действий, в рамках целей в области качества,  стратегическим задачам организации. 

Данное требование стандарта ИСО 9001:2000 г. согласуется с принципами BSC в том, что:

  • создание и дальнейшее развитие стратегии организации должно формулироваться высшим менеджментом и/или собственниками организации на основе измеримых показателей (коэффициентов);
  • стратегия развития организации должна находить свое отражение в конкретных измеримых целях, которые, в свою очередь, должны найти свое отражение на уровне подразделений.

Доведение стратегии до сотрудников организации и установление обратной связи для корректировки стратегии организации

Раздел 5.5.3 "Внутренняя коммуникация" содержит следующее требование -  высшее руководство должно обеспечить создание в организации соответствующих процессов коммуникации (процессов обмена информацией), с целью эффективного функционирования системы менеджмента качества. Система внутренних коммуникаций должна обеспечивать для руководства и сотрудников возможность: быстро получать информацию и действовать на ее основе; строить доверительные отношения; выявлять возможности для совершенствования.

Как уже говорилось выше, политика в области качества должна соответствовать целям организации. Политика и цели в области качества как документы, отражающие стратегическое направление развития, должны доводится до персонала организации с помощью системы внутренней коммуникации (обмена информацией). Такая система должна отличаться достаточной простотой и удобством использования. В качестве элементов системы могут использоваться информационные стенды, на которых вывешивается организационно-распорядительная документация; более совершенной, с точки зрения быстроты, доступности и возможности своевременной корректировки и обновления информации, являются в настоящее время корпоративные информационные системы.      

BSC, также предусматривает процедуру по налаживанию коммуникаций между персоналом, обеспечивающую возможность получать информацию для корректировки стратегии  организации, что полностью соответствует требованию стандарта ИСО 9001:2000 г.

Периодический и систематический пересмотр стратегии организации  

Раздел 5.6 "Анализ со стороны руководства" стандарта предусматривает - высшее руководство организации должно через запланированные промежутки времени проводить анализ системы менеджмента качества с целью проверки (подтверждения) ее результативности.

Анализ со стороны руководства должен охватывать соответствие политики и целей в области качества современным потребностям организации, а также степень достижения поставленных целей в области качества на всех уровнях организации. При этом входные данные для анализа со стороны руководства должны включать информацию о: результатах внутренних аудитов; обратной связи от потребителей; функционировании процессов и соответствия продукции; состоянии корректирующих и предупреждающих действий; действиях, предпринятых по результатам предыдущих анализов со стороны руководства. Результаты же такого анализа должны включать мероприятия по повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов, улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей, а также потребности в ресурсах. BSC, также как и стандартом ИСО 9001:2000 г., предусматривается периодический анализа эффективности функционирования: системы менеджмента качества, в случае требования стандарта ИСО и системы показателей, в случае развертывания стратегии организации до конкретных исполнителей, в рамках BSC. При этом оба метода используют числовые измерители целей (коэффициенты) в качестве базы для проведения такого анализа.
Еще одним общим элементом требований BSC и стандарта ИСО 9001:2000 г. можно считать наличие системы иерархии документации.

Так в BSC развертывание целей осуществляется за счет:

  • карт стратегических задач, логически связанных со стратегическими целями; 
  • карт сбалансированных показателей (количественно измеряющих эффективность бизнес-процессов, результаты и сроки их  достижения); 
  • целевых проектов (инвестиции, обучение и т.п.), обеспечивающие внедрение необходимых изменений; 
  • "приборные панели" руководителей различных уровней для контроля и оценки деятельности.

    В свою очередь, стандарт ИСО 9001:2000 г. также предлагает собственную систему иерархии документации:

    • политика и цели в области качества, руководство по качеству; 
    • процедуры; 
    •  карты процессов;
    • должностные инструкции, рабочие инструкции, нормативно-техническая документация организации;
    • записи по качеству (отчетные документы, подтверждающие выполнение организацией требований стандарта ИСО 9001:2000 г.).

    Таким образом, как BSC, так и стандарт ИСО 9001:2000 г., используют сходные по своей  сути формализованные инструменты по: отражению и реализации стратегии организации (иерархия документов), поддержанию информационных каналов между отдельными структурными подразделениями и сотрудниками организации, а также оперативному внесению изменений в созданную систему. Данные системы, затрагивая различные области (ИСО 9001:2000 г. более узкую – область обеспечения качества, BSC  более широкую – стратегическое развитие всех направлений деятельности), направлены на максимизацию операционной эффективность организации, выраженную в максимальном удовлетворении потребителя, и, как результат, – в достижении поставленных целей.

    Источник : www.biztech.ru