58
Array ( )
Контакты
в регионах
Контакты в регионах
Свернуть
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz
+7 (495) 223-27-93
info@intalev.ru
Услуги
Мероприятия

Все мероприятия
История успеха

Мортон
Владимир Отекин, Директор по развитию ГК «Мортон».

«..."ИНТАЛЕВ" обладает серьезным опытом, и сама информационная система удовлетворяет нашим требованиям... »

Читать
Все отзывы

SWOT-анализ Сбалансированной Системы Показателей



Автор(ы): Ж. Смотрич

SWOT-анализ Сбалансированной Системы Показателей

Жанн Смотрич
Исчточник: журнал "Баланс - Современный капитал" № 9/2004

Все более популярной в нашей стране становится методика Сбалансированной Системы Показателей (ССП), разработанная профессорами Р.Капланом и Д.Нортоном. Большой объем информации, связанный с ССП, появившийся в последнее время, позволяет нашим специалистам познакомиться с ее сутью и возможностями. Однако, как любое новое веяние, только что появившееся на рынке, до сих пор практически отсутствуют оценки реального применения ССП на практике.Эта тенденция нашла свое подтверждение и в рамках I Международной конференции "Стратегическое управление бизнес-процессами", проходившей в г. Киеве в июне текущего года, когда ни один из докладчиков, затрагивавших тему ССП, не смог привести конкретные примеры внедрения этой методики на украинских предприятиях. Необходимо отметить, что сама методика не подразумевает получение быстрого результата, так как ориентирована, прежде всего, на долгосрочную стратегию предприятия. Тем более, на мой взгляд, важно понимание всех отрицательных и положительных ее сторон украинским менеджментом.

В качестве методологии рассмотрения проблемы предлагаю использовать несколько забытый, но от этого не потерявший своей актуальности, маркетинговый инструмент - SWOT-анализ. На мой взгляд, сугубо маркетинговый подход к рассмотрению проблемы позволяет лаконично и точно определить основные преимущества и недостатки ССП.

Возможности

  1. Необходимость в универсальном инструменте для оценки деятельности предприятия.
  2. Быстрая адаптация деятельности предприятия к изменению рыночной ситуации.
  3. Наличие перспектив для глобализации и интернационализации бизнеса.

Сильные стороны

  1. Необходимое условие создания стратегических карт - разработка стратегии компании.
  2. Реализация стратегии предприятия в конкретных тактических действиях, сопровождающихся контролем его показателей.
  3. Простота восприятия исполнителями.
  4. Возможность графической интерпретации финансовых и не финансовых сторон деятельности предприятия.
  5. Доведение стратегии компании до конкретных целей для каждого сотрудника.
  6. Универсальность применения.
  7. Инициация позитивных процессов в компании в процессе разработки и внедрения ССП.
  8. Привязка к системе мотивации персонала в зависимости от достигнутых результатов.

Угрозы

  1. Попытка рассматривать ССП как панацею от всех проблем предприятия.
  2. Отсутствие разработанной стратегии развития на большинстве украинских компаний.
  3. Дефицит квалифицированных кадров, обладающих стратегическим видением.

Слабые стороны

  1. Размытость внедрения ССП.
  2. Кажущаяся простота в применении.
  3. Отсутствие быстрых результатов.
  4. Инициатива разработки ССП может принадлежать только топ-менеджерам.
  5. Трудность оценки важности ключевых показателей.

Хотелось бы более подробно остановиться на каждом из пунктов и проиллюстрировать некоторые из них примерами из практики внедрения ССП в нашей компании.

Возможности:

1. Необходимость в универсальном инструменте для оценки деятельности предприятия.

С бурным развитием экономики, усложнением управленческого и финансового учета, появлением холдингов, объединяющих в себе несколько предприятий из разных отраслей экономики, собственникам и топ-менеджерам, разрабатывающим стратегические решения, становится все труднее ориентироваться в огромном потоке новой информации. Особенно остро стоит этот вопрос для крупных многопрофильных предприятий, в которых без анализа возможностей по каждому направлению деятельности затруднительно определять стратегические объемы инвестирования и прогнозировать темпы развития. Во многих предприятиях существует система контрольных точек, отклонения от которых могут привести к критичным последствиям, однако, как правило, эти ориентиры для определения отклонений очень специфичны и понятны только узкоспециализированному менеджеру. И самое главное то, что эти контрольные точки учитывают исключительно финансовые показатели и не учитывают нефинансовые факторы развития предприятия. Отсюда - реальная потребность в универсальном инструменте для осуществления оценок.

2. Быстрая адаптация деятельности предприятия к изменению рыночной ситуации

Примеров тому можно привести множество. Но наиболее яркий - развитие рынка услуг мобильной связи, сделавшего всего за 7-8 лет скачок от появления первых аппаратов стоимостью в $1500 и первых 100 абонентов до сообщения о том, что в 2004 году количество пользователей мобильной связью превысит количество пользователей обычной телефонной связью. Без определения стратегии, постоянной ее корректировки сегодня невозможно занимать сколько-либо заметную позицию на рынке.

3. Наличие перспектив для глобализации и интернационализации бизнеса

Еще несколько лет назад трудно было даже представить приезд к нам признанного гуру маркетинга Джека Траута, а сегодня мы узнаем об открытии представительства его консалтинговой компании в Украине. Количество украинских студентов, получающих степень MBA по всему миру, растет с каждым годом. Поэтому ССП, разработанная американцами в 1994 году, сейчас приобретает у нас широкую известность.
Приход крупных иностранных игроков на украинский рынок - вопрос времени, и для успешного противостояния им необходимо как минимум владеть подобным инструментарием и технологиями.

Угрозы:

1. Попытка рассматривать ССП как панацею от всех проблем предприятия

Информационный шум вокруг ССП, кроме понятного позитива, несет и негативные моменты - появилась "мода" на создание стратегических карт, и у большого количества людей есть желание эту моду использовать, преподнося ССП как возможность автоматического управления предприятием. Однако нельзя забывать, что ССП - это всего лишь инструмент для внедрения стратегических планов в оперативную деятельность компании. И для того чтобы это внедрение произошло, необходимо сочетание целого ряда факторов, начиная с инициативы руководителя или владельца предприятия и заканчивая созданием механизма воплощения стратегии в жизнь и контроля над ее выполнением. Сама разработка ССП - это кропотливый долгосрочный процесс, реальный результат которого можно будет ощутить через несколько лет. Сегодня немногие владельцы предприятий готовы ждать так долго, не имея 100% гарантий, а такие гарантии, естественно, исключены.

2. Отсутствие разработанной стратегии развития на большинстве украинских компаний

3. Дефицит квалифицированных кадров, обладающих стратегическим видением


Я объединил эти пункты для рассмотрения, потому что они взаимосвязаны между собой. Общеизвестно, что больной кадровый вопрос может свести на нет все благие намерения руководства и топ-менеджмента по внедрению в компании ССП, так как одной из основ внедрения есть понимание сотрудниками компании ее миссии и целей, а в идеале - их активное участие в их разработке. Теперь проведем небольшой эксперимент: попробуйте спросить у сотрудников, знают ли они миссию и стратегические цели компании, о понимании я даже не говорю. Опросите 10 человек и зафиксируйте результат.
Если пятеро ответят на ваш вопрос правильно, то можете поздравить себя и своего шефа.

продолжение