+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Риск и прибыль: методика точного управления сбалансированным развитием корпорации

Опубликовано в «Научном журнале Российского газового общества» №4-2014

Современные корпорации действуют в условиях жесткой конкуренции, и потому вынуждены осуществлять инвестиции: устанавливают новое оборудование, разрабатывают и внедряют новые прогрессивные технологии, повышают квалификацию персонала, используют более технологичные сырье и материалы и т.д. Также корпорации ведут работу, направленную на повышение своей производительности. Подобные вложения должны давать ощутимые практические результаты, масштаб которых можно представить, исходя из объемов средств, которые отечественные корпорации инвестируют в своё развитие. Несколько примеров:

Корпорация ГМК «Норильский никель» приводит данные о том, что стратегическая программа ее развития предполагает модернизацию всех перерабатывающих переделов. Общие капитальные вложения - 1,5 млрд. долл. США. Они позволят уже в 2016-2017 гг. реализовать масштабные проекты по модернизации входящих в состав корпорации фабрик и заводов (http://www.nornik.ru/).

Корпорация «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» приняла программу модернизации производства предприятий на 2013–2018 годы, направленную на повышение их конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Одними из главных результатов модернизации заводов станет рост производственных мощностей на 15% (http://www.eurocement.ru/).

В корпорации «РусГидро» утверждена Программа комплексной модернизации гидростанций с бюджетом 445,5 млрд. рублей и сроком реализации до 2025 года. Предполагается увеличить мощности генерирующих объектов на 779 МВт, а выработку электроэнергии на 1,3 млрд. кВт•ч в год (http://www.up-pro.ru/).

Корпорация «Газпром» скорректировала свою инвестиционную программу на 2014 г., увеличив ее объем на 22% до 1,026 трлн. руб. В соответствии с утвержденной в 2013 г. инвестиционной программной компании на 2014 г., общий объем вложений составлял 806 млрд. руб. (http://www.oilcapital.ru/).

Однако, строя подобные планы, за скобками оставляют ответ на один вопрос – вложив такие значительные средства, и получив прирост мощностей, получит ли корпорация при этом максимальный прирост прибыли? Ведь прирост мощностей должен сопровождаться ростом производительности, которая, по сути, и обеспечит окупаемость сделанных в модернизацию и совершенствование корпорации инвестиции. Если же прирост мощности останется на том же уроне производительности оборудования, или увеличит её, но не в должной мере, то прибыль вырастет не до максимального значения, и часть возможной прибыли, которую могла бы получить корпорация, будет для неё потеряна.

Это можно представить следующим образом:


Рис. 1. Соотношение потенциальной (возможной) прибыли и прибыли, реально зарабатываемой корпорациями


Прибыль корпорации, которую она зарабатывает в текущий момент времени Т при текущем уровне производительности, за счёт инвестиций в модернизацию и развитие в перспективе увеличится (момент времени Т1) на некоторую величину. Но при этом корпорация может не подозревать, что возможная прибыль могла бы быть больше – на величину, которая на рисунке показана как «Потенциальная прибыль». Т.е. это та прибыль, которую корпорация может зарабатывать, но не зарабатывает. Почему же она теряет ее?

Причина в методе, которым корпорации определяют объемы инвестиций и параметры мощностей, на формирование которых эти инвестиции направляются.

Фактически, в разных корпорациях методы принятия инвестиционных решений могут быть разные. Однако существует метод, применение которого позволяет получать результаты, наилучшие из всех возможных. Этот метод объясняется с помощью графика, представленного на рисунке 2:


Рис. 2. Модель стратегического сбалансированного развития корпорации (по Нобелевскому лауреату Дж.Р.Хиксу)


Представленная на рисунке модель оперирует теми же категориями, которые применяются на практике, а именно:

  • Валовой объем затрачиваемых ресурсов и валовой объем выпуска продукции (горизонтальные оси);
  • Валовой объем инвестиций и валовая прибыль (вертикальные оси).

На модели:

  • Дугообразная трехцветная линия – линия уровня эффективности, - ее форма объективна: она определена физическими законами; практически, эта форма определяет производительность корпорации.
  • Наклонные прямые линии – зеленая, синяя и красная (λ1, λ2 и λ3)– это линии конъюнктуры. Своим наклоном они характеризуют состояние конъюнктуры корпорации.


    График модели демонстрирует, что в заданных конъюнктурных условиях:

    • Для получения максимально возможной прибыли корпорация должна последовательно достичь точно определенного уровня эффективности (производительности): не больше и не меньше. А именно, уровня, обозначенного на модели точкой Ω2 этом случае, в заданных конъюнктурных условиях прибыль корпорации будет максимально возможной – по оси валовой прибыли она показана зеленой вертикальной линией (TC0TC2). Стратегия развития, соответствующая данной логике, называется стратегией нормально сбалансированного развития.
    • Если же корпорация достигнет меньшего уровня эффективности (производительности), обозначенного на модели точкой Ω1, то в заданных конъюнктурных условиях она все равно получит меньшую валовую прибыль, чем максимально возможную. По оси валовой прибыли синяя вертикальная линия(TC0TC1) меньше зеленой. Стратегия развития, соответствующая данной логике, называется стратегией метасбалансированного развития.
    • Если же корпорация достигнет большего уровня эффективности (производительности), обозначенного на модели точкой Ω3, то в заданных конъюнктурных условиях она получит меньшую валовую прибыль, чем валовую прибыль, чем максимально возможную. По оси валовой прибыли красная вертикальная линия (TC0TC3) меньше зеленой. Стратегия развития, соответствующая данной логике, называется стратегией гиперсбалансированного развития.

    Модель устанавливает точное соответствие между:

  • объемом валовых инвестиций и валовой прибылью от этих инвестиций. Только при объеме инвестиций в корпорация получает максимально возможную прибыль TC2 RC2 так и большем, − прибыль корпорации не будет максимально возможной.
  • производственными мощностями корпорации и валовыми инвестициями в них относительно критерия максимизации прибыли. При инвестициях RC2 использование ресурсов в объеме QR2 случае корпорация получит максимально возможную прибыль TC2

Из модели следует, что в момент достижения уровня оптимума эффективности корпорация, полностью вернув инвестиции и сформировав дополнительные инвестиционные фонды, должна ввести в эксплуатацию новые мощности увеличенного масштаба. И т.д.

Важно подчеркнуть следующее. Модель отражает объективную логику развития корпорации. Только следование этой логике позволяет корпорации зарабатывать максимально возможную прибыль. И наоборот, любые отклонения от нее будут приводить к потерям прибыли в стратегических объемах. Развитие корпорации, осуществляемое с логикой рассмотренной модели, называется точным стратегическим сбалансированным развитием.

И потому возвращаемся к ранее заданному вопросу: а зарабатывают ли отечественные корпорации в результате своих колоссальных инвестиций тот максимум прибыли, который они могут реально заработать? Например, уверен ли ГМК «Норильский никель», что объем инвестиций в 1,5 млрд. долл. – это и есть точка RC2 что корпорация достигнув оптимума своего развития Ω2 произведя объем продукции QP2, получит максимально возможную валовую прибыль TC0<.sub>TC2<.sub>?

Аналогично, позволят ли намерения «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» увеличить мощности на 15% получить максимум валовой прибыли? И приведет ли рост отдачи компании «РусГидро» к получению максимально возможной прибыли?

Ответ отрицательный. Без непосредственного применения логики модели невозможно привести корпорацию к оптимуму развития, и, следовательно, к получению максимально возможной прибыли. Иначе говоря, если эта логика не применяется, то можно обоснованно утверждать, что отечественные корпорации, осуществляя инвестиции в колоссальных объемах, теряют, при этом, и колоссальные прибыли.

На основе стратегической модели сбалансированного развития корпорации разработана методика, позволяющая на практике применять ее логику, - методика точного стратегического управления сбалансированным развитием корпоративных структур. Методика точного стратегического управления сбалансированным развитием корпоративных структур обеспечивает стратегическое финансово-производственное моделирование развития корпорации. Формально она представляет собой инструментарий, позволяющий вычислять точные параметры ряда взаимосвязанных планов развития корпорации, выполнение которых обеспечивает ей получение максимально возможной прибыли. Весь ряд таких планов и образует стратегический план сбалансированного развития корпорации.

Принципиальным отличием методики является следующее. Есть пропорции между затратами и выпуском. Рост производительности является результатом последовательных изменений этих пропорций, - причем изменений объективных, - зависящих от организационных и технических причин. Однако этими изменениями можно управлять финансовыми методами; причем управлять таким образом, чтобы корпорация, в итоге, зарабатывала тот максимум прибыли, который она может заработать. Методология позволяет точно вычислять эти пропорции; соответственно, вычислять объемы и порядок финансирования, оптимальные для достижения той производительности, которая, в итоге, обеспечивает корпорации получение максимума прибыли.

Как следствие решения задачи по точному стратегическому сбалансированному развитию корпорации, методика позволяет решать задачи по оптимизации рисков этого развития и выработки стратегий конкурентной борьбы корпорации.

А именно, инвестиции в развитие экономики корпорации сопряжены с риском, - как с конъюнктурным, так и организационно-производственным. Методика позволяет вырабатывать такие планы развития, при которых достижения заданных целей, - как по объемам выпуска, так и по объемам валовой прибыли, осуществляется последовательными вложениями таких объемов капитала, величины которых точно соответствуют достижению этих целей. Поэтому, методика оптимизирует риски финансово-производственной деятельности корпорации. А именно, она оптимизирует риски вложений капитала:

  • в недостаточные мощности, и, соответственно, в производство объемов продукции, меньшие, чем объемы, которые требуются конъюнктуре, - т.е. она снижает риски потери валовой прибыли за счет не достаточных объемов сбыта;
  • в избыточные мощности, и, соответственно, в производство объемов продукции, большие, чем объемы, которые требуются конъюнктуре, - т.е. она снижает риски потери валовой прибыли, либо за счет высокой себестоимости продукции, либо за счет невозможности реализации избыточных объемов этой продукции.

Методика позволяет разрабатывать стратегии конкурентной борьбы корпорации, направленные, в конечном итоге, на максимизацию ее прибыли. А именно:

  • стратегия метасбалансированного развития характеризуется меньшими объемами выпуска продукции, но более высокой рентабельностью. Поэтому, данная стратегия может использоваться для удержания позиций на снижающихся рынках сбыта за счет ценовой конкуренции. Корпорация должна развиваться на таких рынках по этой стратегии вплоть до выхода из них ее конкурентов.
  • стратегия гиперсбалансированного развития характеризуется большими объемами выпуска продукции, но меньшей рентабельностью. Поэтому, данная стратегия может использоваться для захвата позиций на растущих рынках сбыта за счет масштабной реализации продукции. Корпорация должна развиваться на таких рынках по этой стратегии вплоть до захвата всех свободных объемов рыночных ниш, - с целью исключения возможностей захвата этих объемов ее конкурентами.

После достижений целей как стратегии метасбалансированного развития, так и стратегии гиперсбалансированного развития корпорация должна переходить к стратегии нормально сбалансированного развития, т.е. к стратегии получения всей прибыли, которую она может получить на захваченных рынках.

Управленческие принципы, приведенные в настоящем материале, позволяют значительно улучшить стратегические финансово-производственные результаты деятельности корпорации. Они дают точное и объективное понимание того, как корпорация должна, и как она не должна развиваться. Это понимание обеспечивает принятие управленческих решений, приводящих к получению корпорацией наилучших стратегических финансово-производственных результатов.

Особое значение методика точного стратегического управления сбалансированным развитием корпоративных структур приобретает в современной экономической ситуации в России. В условиях санкций США и Евросоюза против нашей страны, а также резко возросшей ценой на кредитные ресурсы, она становится фактором развития отечественных корпоративных структур.