58
Array ( )
Контакты
в регионах
Контакты в регионах
Свернуть
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz
+7 (495) 223-27-93
info@intalev.ru
Услуги
Мероприятия
26окт

Воронеж

Мастер-класс: «Как повысить эффективность бизнеса в 2018 году»| Вход свободный

Все мероприятия
История успеха

Санрайз тур груп
Степанова Татьяна, Финансовый директор.

«...После внедрения системы управления финансами компания стала чувствовать себя более стабильно на рынке... »

Читать
Все отзывы

С чего начинается управление



Автор(ы): С. Киреева

Любое предприятие, и малое, и крупное, требует эффективного управления. Инструментом такого управления является бюджет. С его помощью  можно не только следить за финансовым здоровьем предприятия, но и прогнозировать его развитие. Нужно признать, что информация в том виде, в котором мы получаем ее из бухгалтерской учетной системы, далеко не в полной мере претендует на роль управленческого инструмента. Тем не менее, бухгалтерский учет все же является основным связующим звеном между бюджетным планом и бухгалтерским фактом.

Принципы создания управленческого плана счетов

Бюджетное управление для своей реализации требует соответствующего инструментария,  точнее сказать – носителя. Если структура бухгалтерского плана счетов четко регламентирована нормативными документами, то управленческий план счетов всегда строится исходя и реальных бизнес-процессов, происходящих на предприятии. Он должен давать необходимую плановую и фактическую информацию в нужных для анализа разрезах и в удобной форме отражать специфику деятельности предприятия.


Бюджетное управление

По статьям строиться!

Существует два основных принципа отражения хозяйственных операций в управленческом учете:

  • «Приход – Расход» по статьям бюджетов.
  • Проводки по счетам.

Первый подход заключается в следующем. Хозяйственные операции распределяются по статьям, которые группируются в бюджеты в зависимости от отражаемой области деятельности. Каждая операция вызывает увеличение сумм по определенной для нее статье или нескольким статьям. Обороты по статьям за период рассчитываются путем их суммирования, а итоги формируются как разность между противоположными статьями. 

Суть второго принципа отражения – проводок по счетам – аналогична отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а именно:

  • существует управленческий план счетов (УПС), который и является механизмом хранения данных в учетной программе;
  • каждая хозяйственная операция по вводу плановых или фактических данных отражается в системе путем ввода первичных документов. Они, в свою очередь, создают проводки строго по двум счетам УПС: дебету одного и кредиту другого (принцип двойной записи);
  • данные в бюджетах рассчитываются как остатки или обороты по дебету или по кредиту соответствующего счета.            

Основное преимущество постатейного учета - простота и наглядность для специалиста,  не искушенного в бухгалтерии. Преимущество отражения хозяйственных операций на основе счетов - в гарантированной корректности при отражении каждой операции, что обеспечивает целостность и полноту внесенной информации. 

Эти две системы не отвергают друг друга, и, более того, учет по счетам включает в себя постатейный как неотъемлемую часть. При таком варианте реализации управленческие счета в качестве одного из своих свойств имеют аналитику “Статья бюджета”, через которую вводимые данные отражаются не только по счету, но и статье. Такая, кажущаяся на первый взгляд, сложность на практике уже хорошо отработана методически и поддерживается программными средствами. 

У каждого свой план счетов

Если бухгалтерский план счетов (БПС) един для всех предприятий, то УПС каждое предприятие разрабатывает для себя в соответствии со своими потребностями. В зависимости от целей  бюджетирования, традиций финансового учета на конкретном предприятии, требований собственников предприятия и следует выбрать управленческий план счетов. Им может быть национальный план счетов, с определенными доработками и обобщениями, или план счетов западного формата (GAAP или IAS). Наконец, возможно разработать собственный управленческий план счетов. 

Разработка УПС – чрезвычайно важная и ответственная работа для создания всей системы бюджетирования. Управленческий план счетов является фундаментом для учетной политики, и одновременно регистром хранения данных. Кодировка счетов и субсчетов должна учитывать финансовую и бюджетную структуру предприятия, обеспечив, таким образом, как внесение прогнозных и плановых величин, так и получение полностью сопоставимых  фактических данных для проведения анализа и корректировки бюджетов. То, с какой детализацией, в какой группировке и с какими аналитическими разрезами будут выделены отдельные счета, определит возможность получения и расшифровки данных в управленческих отчетах. 

Важную роль в создании плана счетов должны сыграть и бухгалтеры. Во-первых, большой опыт работы с бухгалтерским планом счетов как хранилищем информации для бухгалтерского учета даст ясное понимание того, каким должен быть УСП, чтоб выполнить все требования, выдвигаемые к управленческому учету. К тому же хорошее знание структуры плана счетов позволит в дальнейшем качественно настроить отчетность. 

Во-вторых, общеизвестно, что поставщиком фактических данных для управленческого учета чаще всего служит именно бухгалтерский учет. Ведь чем ближе УСП к бухгалтерскому плану счетов, тем проще настроить карты переноса для получения этой информации. А в дальнейшем намного легче происходит сверка правильности и полноты данных, полученных в управленческом учете. 

Более того, некоторые компании для целей управленческого учета используют непосредственно бухгалтерский план счетов, добавив на некоторые счета специфические управленческие аналитики. 

В полном объеме все принципы построения УПС при введении управленческого учета реализованы в программе «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы». 

В связи с тем, что УПС является хранилищем данных, в программе существует большое количество ссылок из отчетов проформ, схем переноса фактических данных на счета учета. К тому же изменения в УПС требуют трудоемких изменений в уже настроенной модели. Поэтому желательно спроектировать УПС таким образом, чтоб в дальнейшем вносить в него как можно меньше изменений. 

При создании УПС следует руководствоваться следующими принципами:

  • Если при постановке бюджетного управления нет жестких требований использовать  план счетов западного формата (GAAP или IAS), то лучше взять за основу типовой бухгалтерский план счетов. Это значительно упростит задачу получения фактических данных и их сверку с данными бухгалтерского учета.
  • Нумерацию счетов желательно оставлять как в БПС, поскольку в дальнейшем будет проще работать с планом счетов, структура которого знаома.
  • Если в БПС существует группа счетов, содержащая субсчета, а в УПС такая детализация является излишней, то всю эту группу счетов можно, в управленческом учете, заменить на один счет. Например, всю группу счетов 10 – Основные средства, содержащую субсчета 10.1-10.9, в УПС заменяем на сч.10 – Основные средства. А если возникнет необходимость сгруппировать в отчетности основные средства по каким-либо другим принципам, это возможно сделать, создав дополнительное свойство «Группа ОС» для справочника Основные средства.

10

Основные средства

101

Земельные участки

102

Капитальные затраты по улучшению земель

103

Дома и сооружения

104

Машины и оборудование

105

Транспортные средства

106

Инструменты приборы и инвентарь

107

Рабочий и продуктивный скот

108

Многолетние насаждения

109

Другие основные средства

1091

Другие основные средства

1092

Основные средства предназначенные для продажи

  • Желательно не исключать из УПС счета, которые в данный момент не используются, в связи с особенностями деятельности конкретного предприятия. Лучше их оставить и включить в настройку отчетности и схем переноса фактических данных. Т.к. если в дальнейшем, в связи с расширением или изменением направления деятельности предприятия, в бухгалтерском учете, они начнут использоваться, то это не приведет к потере фактической информации в управленческом учете или к ошибкам в отчетности и потребуется только донастроить проформы для возможности планирования. Например, сч. 34 – Краткосрочные векселя полученные. Даже если на данный момент компания не принимает к учету векселя, это не значит что из УПС необходимо исключить данный счет.
  • Если в управленческом учете есть необходимость отражать какие-либо специфические операции, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и соответственно в БПС нет счетов для учета таких операций, то необходимо завести специальные счета в УПС, которым не будет аналога в БПС. Например, в бухгалтерском учете существует группа счетов 60

60

Краткосрочные займы

601

Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте

602

Краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте

603

Отсроченные краткосрочные кредиты банков в национальной валюте

604

Отсроченные краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте

605

Просроченные займы в национальной валюте

606

Просроченные займы в иностранной валюте

При создании УПС вся группа трансформировалась в субсчет 60.1 – Краткосрочные займы финансовых учреждений и будет добавлен субсчет 60.2 для учета займов нефинансовых учреждений, которые отражаются только в управленческом учете.

60

Краткосрочные займы

60.1

Краткосрочные займы финансовых учреждений

60.2

Краткосрочные займы нефинансовых учреждений

Инструмент глубокого анализа

Теперь поговорим об аналитиках (аналоги знакомых бухгалтерам субконто). Каждый счет управленческого плана счетов имеет свой набор аналитик, который позволяет проводить анализ управленческих данных в определенных разрезах. 

Именно потребность в анализе деятельности определяет количество и вид аналитик. На практике не редко при создании управленческого плана счетов стараются на каждом счете создать как можно больше аналитик, чтобы иметь возможность подробно детализировать управленческую отчетность. При этом, забывая о том, что, чтобы получить детальную информацию в отчетах, необходимо будет, и плановые и фактические данные внести с такой же степенью детализации. А это достаточно сложно, трудоемко, а порой просто невозможно. 

Разрабатывая набор аналитик, мы должны руководствоваться двумя принципами:

  • С одной стороны, количество и набор аналитик должен быть таким, чтоб была возможность получить всю необходимую управленческую отчетность с достаточной степенью детализации и расшифровки. Если, борясь за простоту системы, мы откажемся от основных управленческих аналитик, то наши отчеты, могут оказаться, неинформативны и вся система бюджетного управления просто потеряет смысл.
  • С другой стороны, количество аналитических разрезов не должно быть слишком велико т.к. такую систему будет очень сложно настраивать, а в дальнейшем неудобно ей пользоваться. Пользователям будет сложно заполнять плановые документы, содержащие большое количество реквизитов и, в конечном счете, часть аналитических разрезов так и не наполниться информацией, а будет только загромождать систему. На обработку фактической информации, соответственно, будет уходить много времени, а когда речь идет о «Факте» оперативность имеет большое значение. Также, необходимо помнить, что чем больше аналитик, тем медленнее работает программное обеспечение.

Обдумывая необходимость каждой аналитики, мы должны задать себе вопросы:

  • Сможем ли мы при планировании заполнять данные по этой аналитике.
  • Сможем ли мы фактические данные разнести с учетом этой аналитики.
  • Действительно ли нам необходимо именно в управленческом учете детализировать информацию, таким образом, или при необходимости такую детальную информацию мы сможем получить из систем оперативного учета.

Скрытые возможности системы

Рассмотрим, как реализована разработка аналитик УПС в программе «Корпоративные финансы 2005».  

Если в УПС предполагается использовать в качестве аналитики такую же аналитику, как и на БПС, то нет смысла создавать специально для управленческого учета справочник аналогичный бухгалтерскому. Имеет смысл воспользоваться тем же самым справочником. Например, и в бухгалтерском и в управленческом учете, в  качестве аналитик имеет смысл пользоваться одними и тем же справочниками: «Номенклатура», «Контрагенты», «Места хранения», «Основные средства» и пр. При этом если нас, для целей управленческого учета, не устраивает группировка элементов в этих справочниках или иерархия, то мы можем воспользоваться механизмом «Дополнительных свойств» (каждому элементу справочника поставить в соответствие некоторые дополнительные свойства, что даст возможность в отчетах сгруппировать данные в соответствии со значениями этих дополнительных свойств).

  • Для однотипной, по сути, информации использовать один справочник и одну аналитику, а не заводить несколько разных справочников. Например, на сч.40 – Уставной капитал и на сч.41 – Паевой капитал нам необходима аналитика «Учредители». Вместо того, чтоб создать специальный справочник для использования в качестве аналитики на этих счетах, лучше воспользоваться справочником «Контрагенты», создать в нем группу «Учредители», и поместить в нее перечень учредителей.

Не переусердствуйте

В заключении, хотелось бы подчеркнуть следующее. Затраты на разработку и последующую эксплуатацию учетной системы не должны превышать эффект от нее. Знаменитое Правило Парето (известное еще также как "Правило 20 на 80") гласит, что 20 % статей учета дают 80 % полезной информации. Поэтому главная задача разработчика учетной системы - не заложить в нее все, что только можно, а описать, прежде всего, ключевые показатели.

Источник: «Дебет-Кредит», 09.04.07