58
Array ( )
Контакты
в регионах
Контакты в регионах
Свернуть
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz
+7 (495) 223-27-93
info@intalev.ru
Услуги
Мероприятия

Все мероприятия
История успеха

ЕвроДизайн
Кирсанов Сергей, Финансовый директор.

«......является оптимальным решением и позволяет удовлетворить все требования, которые мы предъявляли к системе финансового учета... »

Читать
Все отзывы

От «А» до «Я». Часть 2



Автор(ы): С. Ковтун

Формирование основного бюджета машиностроительного предприятия с использованием попередельного метода калькулирования. Часть 2.

От регламента к бюджетам 

При наличии в ООО «Агромаш» четкого порядка бюджетного процесса можно приступать непосредственно к составлению Бюджета производства и реализации на месяц по каждому виду продукции. 

Бюджет производства и реализации ООО «Агромаш» на август 2008 года


Бюджет производства и реализации ООО «Агромаш» на август 2008 года

На следующем этапе следует определить желаемые остатки на складе по каждому виду продукции и затем составить производственную программу. Как видим, в Бюджете производства и реализации по всем моделям мотоблоков не запланированы остатки. Это связано с тем, что предприятие переходит к принципиально иной форме организации сбыта - через официального дилера ТД «Мотор». На планируемый месяц предприятие сформировало портфель заказов, на основании которого определило плановые объемы реализации, представленные в Бюджете доходов.


Бюджет доходов

В Бюджете доходов отражена отгрузка продукции в плановом периоде по направлениям реализации: рынки Украины, России и стран СНГ по каждому виду продукции — по мотоблокам в натуральном выражении и по цене реализации, а по запчастям - только по цене реализации.

Для планирования поступлений денежных средств приводим также Бюджет доходов на июль 2008 года, то есть за прошлый месяц.


Бюджет доходов

На ООО «Агромаш» разработана следующая кредитная политика. По реализации мотоблоков с целью стимулирования продаж и закрепления на рынке стран СНГ предусмотрены более привлекательные условия расчетов, чем для отечественного рынка, - отсрочка платежа до 30 дней с момента отгрузки на всю сумму закупки. Для украинских покупателей установлена предоплата в размере 30% суммы закупки, на оставшиеся

70% суммы закупки предоставляется отсрочка платежа до 30 дней с момента отгрузки. Кредитная политика предприятия по реализации запчастей предусматривает 100% оплаты по факту отгрузки независимо от региона реализации.

Таким образом, на основании фактических данных отгрузки за прошлый месяц и плановых данных Бюджета доходов на август формируется Бюджет поступления денежных средств.


Бюджет поступления денежных средств

В нашем случае порядок расчетов для формирования бюджета следующий:

  1. Рынок Украины. Размер предоплаты рассчитывается как 30% от отгрузки за август, определенной в Бюджете доходов на август 2008 года (с учетом НДС). Сумма окончательного расчета будет определяться как 70% от отгрузки предыдущего месяца, то есть используются данные по отгрузке из Бюджета доходов на июль 2008 года (с учетом НДС).
  2. Рынок России и стран СНГ. Со гласно кредитной политике предприятия получение денежных средств планируется по отгрузке предыдущего месяца, то есть используются данные из Бюджета доходов на июль 2008 года. Например, по контрагенту ООО «Белагропромснаб» ожидается получение 90 тыс. грн от реализации модели «Муравей» и 49,6 тыс. грн от реализации модели «Жук». С учетом особенностей налогообложения экспортных операций НДС не учитывается.

По запчастям кредитной политикой не предусмотрена отсрочка платежа, равно как и предоплата, поэтому поступления денежных средств от реализации запчастей планируются согласно данным отгрузки по Бюджету доходов на август (с учетом НДС по Украине).

После формирования производствен ной программы (в нашем случае - это Бюджет производства и реализации на месяц) можно приступать к составлению Бюджета прямых расходов на сырье и материалы. Такой бюджет формируется для каждого производственного подразделения (цеха) на основании действующих норм расхода сырья, материалов и комплектующих на производство конкретного вида продукции.

В кузнечно-механическом цехе {далее - КМЦ) согласно технологическому процессу производятся детали и комплектующие для каждой модели мотоблоков, часть из которых затем поступает в другие цеха для дальнейшей обработки и сборки готового изделия. Точно так же происходит и с производимыми запчастями.


Бюджет прямых расходов

На предприятии установлены нормы на расход каждого вида сырья и материалов на каждую деталь (узел) по каждому производственному цеху в соответствии с технологическим процессом. В Бюджете прямых расходов КМЦ приведены обобщенные нормы расхода металлопродукции на детали и узлы отдельно по каждой производимой модели. В общую сумму расходов на сырье и материалы по каждому виду продукции включена сумма расходов на транспортировку.

Расчет транспортных расходов производится следующим образом. На общее количество необходимых материалов в тоннах рассчитываются суммы транспортных расходов. В нашем случае эта сумма составила 8500 грн (расчет выполнен исходя из статистических данных прошлых периодов). Далее определяем количество тонн металлопродукции на выпуск по каждому виду продукции путем суммирования значений в графе «Р, т» («Расход на выпуск, т»). Коэффициент   распределения  транспортных

расходов будет равен отношению расхода сырья по каждому виду продукции к общему количеству сырья в тоннах. Например, коэффициент распределения расходов на транспортировку для запчастей равен = 0,2 (4,4 : 25,2 = 0,17). Соответственно, сумма расходов на транспортировку определяется умножением коэффициента их распределения на общую сумму транспортных расходов, суммы при этом можно округлять. Например, по запчастям транспортные расходы составят = 1474 грн (8500 х 0,2).

Далее приведен Бюджет прямых расходов на сырье и материалы (комплектующие) сборочного цеха (далее СЦ) № 1. В этом цехе происходит сборка только двух моделей мотоблоков — «Муравей» и «Жук», поэтому расчет выполнен только для них. Аналогично составляются бюджеты для остальных производственных цехов.


Бюджет прямых расходов на сырье и материалы (комплектующие) сборочного цеха

Параллельно с Бюджетом прямых расходов на сырье и материалы формируется Бюджет прямых расходов на оплату труда. В этом бюджете определяются прямые расходы на заработную плату основного производственного персонала (то есть заработную плату, размер которой прямо пропорционально зависит от объемов производства). Бюджет прямых расходов на оплату труда формируется на основании данных об объемах производства (Бюджет производства и реализации), нормативной базы по затратам рабочего времени и действующих тарифных ставок по каждой операции (или на изделие).

На следующем этапе формируем Бюджет ремонтов исходя из потребности в услугах сторонних организаций по наладке оборудования, а также потребности в материалах и запчастях для текущего ремонта по предприятию.


Бюджет прямых расходов на оплату труда

Бюджет ремонтов и коэфициенты распределения расходов

Расходы на ремонт ООО «Агромаш» распределяются согласно принципам учетной политики: расходы на услуги по наладке - сразу на общепроизводственные расходы (далее - ОПР) конкретного цеха, расходы на запчасти и материалы — пропорционально фонду рабочего времени ремонтно-строительного управления (РСУ).

На предприятии каждый месяц формируется план работ по ремонтам, в котором указываются место ремонтных работ, их характер и прогнозный размер трудозатрат. Трудозатрат РСУ согласно плану работ по ремонтам распределяются по подразделениям предприятия. Коэффициентом распределения расходов на ремонты и будет доля трудозатрат, приходящаяся на каждое подразделение. То есть, коэффициент распределения расходов на ремонт для КМЦ будет равен 0,45 (360 : 800).

Бюджет налогов

Бюджет налогов формируется по каждому виду налогов, уплачиваемых предприятием.

Бюджет административных расходов ООО «Агромаш» определяет расходы на мероприятия, связанные с управлением предприятием.


Бюджет административных расходов

При определении «суммы к выплате» из суммы расходов с НДС исключаются расходы, оплата которых не осуществляется или не совпадает с периодом начисления таких расходов. В данном случае из суммы расходов вычитается сумма налогов 747 грн, из которых в этом месяце уплачивается только 50 грн, а также сумма командировочных расходов (2688 - 747 + 50 -159 = 21491 грн).

Далее составляем Бюджет расходов на сбыт, который определяет расходы на реализацию.

Все производственные расходы, не попавшие в Бюджет прямых расходов на сырье и материалы и в бюджет на оплату труда производственных рабочих, планируются в Бюджете ОПР.

ОПР распределяются на цеха с помощью соответствующих коэффициентов. В качестве коэффициентов распределения выступает доля прямых расходов на оплату труда по каждому цеху.

Коэффициент распределения ОПР для КМЦ будет равен сумме прямых расходов на оплату труда для КМЦ, деленной на общую сумму прямых расходов на оплату труда (188600 : 608700 = 0,31).

Коэффициент распределения рассчитывается как доля прямых расходов на оплату труда по отдельным видам продукции.  По такому же принципу формируются бюджеты общепроизводственных расходов остальных цехов.

Бюджет расходов на сбыт
Коэффициенты распределения ОПР

Бюджет ОПРБюджет ОПР

Источник: ж-л «Управленческий учет и бюджетирование», №8 (8) август 2008